“Ни для кого уже давно не секрет, что стать Артистом – популярным и любимым – артисту не под силу одному. Мало что-то создать, что-то спеть, чтобы тебя узнали и оценили, нужен кто-то, кто помог бы тебе пройти этот путь – от полной неизвестности до всенародной славы. Кто-то, кому ты смог бы доверить самую интимную тайну – свое творчество. Кто-то, на кого ты всегда имел бы возможность положиться, как на самого себя. Кто-то, с кем не нужно было бы ломать голову над тем, в чем ты очень немного понимаешь… Имя этому человеку – Продюсер.
Такова легенда. Но кто он на самом деле – благородный рыцарь или жадный барыга, отважный лев или хитрая лиса? На этот вопрос, наверное, ответов может оказаться столько же, сколько на свете существует продюсеров, и потому не стоит их все обобщать. Давайте просто выслушаем один из них – ответ Алексея САВЕЛЬЕВА, известного в миру как продюсера певицы Марины ХЛЕБНИКОВОЙ.
– Я знаю, что у вас долгий творческий путь в деле, которым вы занимаетесь. Можно о нем чуть-чуть подробнее?
– Началось все с того, что я сам был музыкантом когда-то очень давно. Была такая группа – “Цунами”, сейчас мало кому известная, даже среди специалистов, но ее очень хорошо знают такие люди, как Юрий Сергеевич Саульский. Это было лет двадцать назад. Начинали мы практически одновременно с “Машиной времени”, только “Машина времени” шла более “текстовым” путем, а мы – более музыкальным. Я исполнял роль барабанщика и автора стихов.
– Только роль?
– Нет. Я этим жил. Жизнь была нищенская, но красивая.
– Неужто и впрямь такая красивая?
– Очень красивая, потому что на горизонте была слава “Битлз”. Мы приезжали на площадку и завоевывали зрителя прямо на месте. У нас тогда не было ни альбомов, ни рекламы, вообще никто ничего не знал, и люди приходили просто так: “Какая-то группа едет!”. Это сейчас все изменилось, и на концерт никого не заманишь, а тогда был совершенно другой интерес: само наличие АНСАМБЛЯ (тогда группы назывались ансамблями), оно было настолько модным, что, как правило, обеспечивало паломничество, и не только на выступления известных музыкантов.
Потом мы стали лауреатами Всесоюзного конкурса самодеятельных коллективов, и нас взяли на работу в Московскую областную филармонию. Мы там два года отработали, а когда пришел новый директор, то собрал худсовет, и те же люди, которые год назад говорили, что мы – самая перспективная группа нашей страны, нас оттуда прогнали. Может быть, тому послужил еще и наш отказ взять другое название: вместо “Цунами” – “Корчагинцы”. Вскоре группы не стало.
– Как долго продолжалась ваша карьера музыканта?
– Где-то до 1988 года. Потом я переквалифицировался и до 90-го немножко работал в жанре конферанса – с “Землянами” и Юрием Лозой. Сцена – это болото, она засасывает, и уйти с нее трудно.
– На этом и кончилась ваша артистическая деятельность?
– Да.
– Кто был первым, с кем вы работали в качестве продюсера?
– Скорее в качестве директора. Начинал я с группы “Мегаполис”. Затем работал с Леонидом Ярмольником, гр. “Браво”, гр. “Машина времени”, кабаре-дуэтом “Академия”, Ладой Дэнс. В общем, друзья меня называют Директором всех времен и артистов. Как продюсер я пока только начинаю работать. Можно сказать, что я – еще не состоявшийся продюсер. Но это не зазорно, потому что, хотя большое количество людей пишут на своих визитных карточках “продюсер”, их у нас только три.
– Это…
– Алибасов, разумеется, – это как аксиома. Пугачева – потому что она продюсер самой себя и в некоторой степени немногих остальных, тех, кто называются Театром песни Аллы Пугачевой. И Айзеншпис – но как продюсер он начал выступать лишь сейчас, с Владом Сташевским. До этого он не был продюсером, несмотря на группы “Кино” и “Технология”. Это была административная деятельность, деятельность прокатчика, который ПРОДАЕТ.
– Как вы определяете, кто есть продюсер, а кто – нет?
– Ну на примере Алибасова… Это человек, который руководит всем и контролирует весь проект, так как он ВКЛАДЫВАЕТ В НЕГО ДЕНЬГИ. Человек стоит у дирижерского пульта, и он обязан проследить за всем: и чтобы песни писались, и чтобы музыканты играли, и т.д.
– То есть, продюсер вправе вмешиваться в творческий процесс?
– Да. Причем его слово должно быть законом. Иначе какие могут быть претензии к продюсеру, если он говорит так, а артист поступает по-другому?
– Не так давно я брал интервью у достаточно известного композитора Виктора Чайки, и он сказал мне, что тоже собирается вскорости заняться продюсерским делом. Но при этом он будет продюсировать только ту музыку, которая его трогает. Это и для вас – аксиома?
– Да.
– И вы начисто отметаете только один коммерческий интерес?
– Я – да. Но это не значит, что так живут все остальные. Есть люди, которых интересует прежде всего коммерческая сторона дела, и им наплевать на что-то другое.
Вот, например, гениальным продюсером был Андрей Разин. Хотя к музыке это явление (“Ласковый май”) не имело никакого отношения. Это – типичное надувательство. Это все равно, что, допустим, прийти и сказать: “Люди! У вас нет гвоздей. А у меня их вагоны”, но не говорить, что гвозди ржавые. И расхватают! В отличие от Разина я не могу работать с ширпотребом (возможно, потому что я сам в прошлом музыкант).
Мне в очередной раз повезло: я нашел Марину Хлебникову – артистку с уникальными данными. Вернее, не я нашел – я не ходил и не искал, и она тоже за мной не охотилась – а скорее судьба (в лице А.Кутикова) свела меня с артисткой, у которой есть все три компонента, необходимые, на мой взгляд, для успеха. У нее прекрасные вокальные данные; у нее высокий артистизм, она обаятельна; и наконец, у нее отличные внешние данные.(Артисты с таким сочетанием качеств уникальны.)
Но всегда встает вопрос с еще одной составляющей, и называется она репертуар. Здесь, к великому несчастью, у нас настолько неподготовленный слушатель, что очень многие люди с выдающимися способностями остаются в тени. Их даже, может быть, все знают, но кассового успеха они не имеют. Среди них я могу назвать Андрея Мисина, Сосо Павлиашвили – люди, действительно одаренные от Бога. Сережа Беликов – человек с роскошным голосом, а нет репертуара. “Нет репертуара” не в прямом смысле (он у всех перечисленных есть), а того именно, который нужен массам.
– Итак, успех артиста зависит от вкуса народа. Можно ли вкус этот привить (если его нет) или изменить (если он уже есть)?
– Англичане триста лет стригли свою траву, теперь на газонах валяются люди, а трава не мнется и нет табличек “По газонам не ходить”.
– Я так понимаю, что вы преследуете две цели в своей работе: творческую – чтобы самореализоваться и дать такую же возможность артисту, и коммерческую. Всегда ли нужно идти на уступки в творческом плане, если хочется достичь коммерческой цели?
– Если честно, я иду на компромиссы. Тот же Андрей Мисин, он идет только своим путем и никуда не сворачивает, потому что он – творческий человек. Я все-таки в некоторой степени коммерсант. Когда-то я был молодым мальчиком, который в подобных случаях вставал на дыбы и говорил: “Ни шагу назад!” – но с тех пор прошло время. Меняются, взрослея, люди, меняются взгляды. Но то, что я иду на уступки, – это исключения, и то я стараюсь делать это мягко. Одно могу сказать: откровенных “матрешек”, откровенного “лубка” не будет.
– Судя по вашим словам, в тандеме продюсер Савельев – певица Хлебникова репертуарную политику диктует продюсер Савельев?
– Сложно сказать. Мы переплелись в такой клубок… Марина уважает мое мнение как человека более опытного.
– А наоборот?
– Наоборот? Выслушай женщину и сделай все наоборот (шутка). На самом деле для нее очень важна моя оценка ее творчества, а для меня – ее оценка моего труда.
Константин САВОСЬКИН.
(Окончание интервью читайте в №24).