Ядовитая самка человека

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

«Чужая» всем покажет, где мы живем, и кто кого сожрет.

Когда-то название фильма «Alien» Ридли Скотта перевели в России как «Чужой», хотя буквальный перевод слова – «инопланетянин». После выхода на экраны «Чужой» Антона Борматова, суть художественного искажения обрела смысл. Стало ясно, что мужчины & женщины из разных миров и уж точно друг другу чужие.

Опасная зараза

Новый проект Константина Эрнста & Игоря Толстунова «Чужая» вполне можно назвать завершающим аккордом темы «лихих девяностых» в отечественном кино. Ассоциация с аккордом возникает не потому, что в картине замечательный саундтрек и сквозь умело подобранные хиты описываемой эпохи живо проступает атмосфера времени. Суть, как в самой истории, которая подводит некий итог, тому что думалось и чувствовалось в первое постперестроечное десятилетие, так и в характере героини, которая этим итогом является, добавляя собой ключевой штрих к осмыслению новой реальности. События ленты разворачиваются на «бандитском дне» в тот период нашего исторического развития, когда жизнь человеческая не значила ничего по сравнению с вожделенными деньгами. Феномен конечно же не нов, но масштабы явления бывают разными.

90-ые были моментом ломки & становления новой стратификации общества. В советские годы существовал четко структурированный «уголовный мир», состоявший из торгашей, спекулянтов, махинаторов, коррумпированных представителей власти и так далее. Собственно «бандиты», то есть люди готовые убивать своими руками, составляли в нем не более 5%. После перестройки стратификация изменилась, уголовный мир распался. От него отпочковались бизнесмены, шестерки/боевики, беловоротничковые политики и чиновники-уголовники. Именно тогда вооруженные отморозки попытались занять более высокою социальную позицию, чем та, что им исторически отведена. Но маневр не удался. Зато удалось другое – дебильная бандитская идеология оказалась заразной и распространилась на все общество в целом. «Бабло побеждает зло» стало народным концептом, поэтому любую актуальную конструкцию человеческих взаимоотношений теперь можно смело рассматривать на фоне реалий бандитской жизни. Что и делают авторы ленты.

Но несмотря на эффектные перестрелки и потоки крови, фильм «Чужая» не про бандитов. А про женщину. Бегущую к своему счастью по кровавым волнам, с вдохновением и хладнокровием, достойными иного применения. Выбор темы и трактовка центрального (и единственного…) женского образа картины симптоматичны. «Чужой» героиню прозвали не случайно – она поражает бесчеловечностью даже коллег за что и получает это «погоняло» в честь существа, порожденного Ридли Скоттом.

Кровь в законе

В фильмах на бандитско/уголовную тематику (будь то классический «черный фильм» или более поздние его стилизации, включающие в себя все «гангстерское» кино) традиционно фигурировал совсем другой, «желанный» женский образ. Героини таких лент не тягались с героями, они являлись предметом их вожделения или яблоком раздора, из-за которого гибли и хорошие и плохие. Дамы могли быть глупыми или слабыми, холодными или жестокими, умными или расчетливыми, могли манипулировать как леди Макбет, но не играли в мужские игры. Иногда появлялась женщина советчик (как к примеру в фильме «Место встречи изменить нельзя»), но это было скорее исключением, чем правилом. Женщина-воин – изобретение последнего времени. Но хрестоматийная «Никита» становится киллером по вине мужчин, мужчиной же мотивирована и кровожадность героинь «Доказательство смерти» Квентина Тарантино.

Несколько раз делались попытки создать на экране образ «крестной матери», но все они оказывались неудачными, поскольку женственность в традиционном восприятии плохо совмещается с жестокостью. Да и на практике такие персонажи встречаются не часто. За всю уголовную историю СССР только одна женщина была почти что в статуса «вора» (по правилам, «вором в законе» может быть только особь мужского пола – половые ограничения в уголовном мире действуют так же строго как в религиях единобожия…). Речь идет о Калине Никифоровой, гражданской жене Япончика, матери вора в законе Калины и очень влиятельной в уголовном мире дамы. Но она не была убийцей!

И в фильме «Чужая», показан совсем другой характер. Юная краса-сирота не осознает себя частью какого-либо человеческого сообщества. И не готова соблюдать какие-либо правила. Она сама по себе и использует все доступные средства, чтобы подняться по социальной лестнице верх, поближе к настоящим деньгам. Идти к намеченной цели она готова с любым попутчиком. Чужая, которой все вокруг тоже чужие, убивает легко и просто, без всяких угрызений совести, в то время как ее подельники все же обладают базовыми табу. То есть мужчинам, даже самым примитивным, границы дозволенного ведомы, в то время как сама Чужая предела не имеет.

Сюжет фильма строится на том, что вор в законе посылает бригаду за Чужой в Чехию, чтобы шантажировать ее брата, попавшего в тюрьму. То есть главарь шайки исходит из того, что сестра брату не может быть совсем безразлична, но сама Чужая, добившись успеха, не вытаскивает из-за решетки ни брата, ни бывшего возлюбленного. Просто потому что они ей больше не нужны. То есть шантаж путем насилия над близкими может впечатлить только мужика, героиню же этим не взять. У нее нет близких. До самого конца остается непонятным, испытывала ли она хоть какие-то чувства к людям, через которых переступила. Любопытно и другое: победив всех конкурентов, она покидает мир братвы, становится деловой дамой и живет одна! То есть, когда деньги есть, мужчина не нужен в принципе. И это при том, что эмоции от эротической жизни героиня вроде бы испытывать умеет (о чем красноречиво говорит одна из лучших сцен в фильме).

Таким образом самое интересное в ленте не то, что картина замечательно сделана (хороший сценарий, грамотная режиссура, отличная операторская работа, прекрасная игра актеров), а то, что сюжет и, главное, характер героини понятен и близок всем создателям картины – от автора сценария Владимира (Адольфыча) Нестеренко до продюсеров. Оттого вероятно лента и получилась не только развлекательной, но и концептуальной. А message – жестким: женщины не любят мужчин, они используют их как транспортное средство, когда им надо перебраться из страты А в страту В. Женщины нашего мира «чужие», в их венах течет не кровь, а кислота. Это другие и очень опасные животные…

Зубастое лоно змеи

Модель отношений между полами, показанная в фильме действительно соответствует нынешнему раскладу. Бал ныне правит Женщина. Все вертится вокруг нее – «самка человека» смотрит на нас с каждого рекламного щита, она и цель жизни, и объект вожделения, и показатель успехов. Поэтому единственный смысл мужской биографии – это заползти как можно выше, заработать как можно больше, встать как можно круче, чтобы обрести ценность в глазах своих и чужих матерей/жен/любовниц/сестер/дочерей и всех, всех, всех… Только вот представительницы слабого телом, но сильного духом пола презирают тех, кто не имеет в жизни иного содержания, кроме служения женскому началу. Они не уважают мужчин, которые мечтают заглянуть в каждую женскую промежность, чтобы поднять свою самцовую самооценку. И там, где мужчине кажется, что он победил, он на самом деле проиграл. Потому что любят за другое. Или не любят вообще…

В финале ленты Чужая погибает от руки мстителя – выжившего члена, погубленной ею банды. Вывод категоричен – то, что нельзя победить можно только убить. Но, когда на титрах обнаженный труп героини показан лежащим на разделочном столе в морге, создается ощущение, что из ее красивого, не знавшего родов чрева, вылезут сейчас одна за другой другие Чужие. Потому что «имя ей легион»… И как ни убивай на экране этих тварей (божьих и безбожных), в жизни их не перебить, что элегантно подчеркивается звучащем на титрах жизнеутверждающим гимном 80-90-х с красноречивым названием Felicita.

Образ современной женщины уже описал Фон Триер своим «Антихристом», Тарантино своим Kill Bill, теперь и Эрнст&Co фильмом «Чужая». Особенно отрадно констатировать, что уровень нашего высказывания не уступает планке помянутых мэтров. Поэтому не так уж важно, что именно имели в виду авторы, когда затевали этот проект. Важно, что они сказали и как они это сделали. Важно, что перевод подспудных мыслей нашего думающего современника на киноязык оказался таким ярким и потрясающе точным.


М. Леско


5 комментариев

  •  Juvenilecrab :

    автор рецензии пишет в жанре школьного сочинения – старательно, умно, но не в тему.

    сам фильм понравился. Один из немногих хороших российских фильмов за последние несколько лет.

    •  KharchD :

      “…фильм не про бандитов , а про ЖЕНЩИНУ…”
      ХА !
      ХА-ХА!
      фильм я так думаю – про женщину-бандита
      какая разница – мужчина или женщина?
      если и тот и другой убивает, предает и т.д. и т.п.
      какая разница – какие способы применяют отмороженные на всю голову для достижения своих целей бандитских?
      Оч круто в этом плане, когда выясняется – почему же она Чужая ))
      Вот именно так – не мужчина и не женщина – а ЧУЖАЯ из космоса.

    • Mohit Mohit :

      That’s a creative answer to a dififcult question

  • iso iso :

    “И это при том, что эмоции от эротической жизни героиня вроде бы испытывать умеет (о чем красноречиво говорит одна из лучших сцен в фильме).”
    О какой, конкретно, сцене идёт речь?

Оставьте комментарий



««« »»»