Первый российский фестиваль сферического кино

Рубрики: [Кино]  [Новости]  

EMC VR Film FESTIVAL

С 17 по 19 июня в Москве прошёл первый российский кинофестиваль сферического кино, или кино на 360 градусов – EMC VR Film FESTIVAL. Событие принципиально новое, как в кинематографе, так и в технологическом развитии  в целом. Но перед тем как перейти непосредственно к фестивалю, нужно немножко рассказать о технологии виртуальной реальности, так стремительно набирающей популярность.

Шлем виртуальной реальности (далее – ВР) представляет собой нечто напоминающее очки аквалангиста. Они надеваются на голову и закрепляются, чтобы не слететь при многократных поворотах. В них человек буквально погружается в новый мир, в котором он может крутить головой на 360 градусов, исследуя всё подряд. Пионером этой технологии можно считать компанию Oculus, представившую в 2012 году первый прототип шлема ВР, получивший название Oculus Rift. Эта же компания вскоре занялась другим шлемом ВР в сотрудничестве с SamsungGear VR. Разница у них состоит в том, что первый имеет собственный встроенный экран в шлеме и нуждается в постоянном подключению к компьютеру, а второй вместо экрана использует смартфон Самсунг, подключаемый по USB. Оба девайса поступили в продажу в 2016 году (но Рифт в России недоступен). Совсем недавно в Google также подсуетились, создав и рассказав всем, как создать, очки ВР из картона. Google Cardboard нуждается лишь в телефоне, способном воспроизводить ролики на Youtube в формате ВР (а это почти все смартфоны, вышедшее за последние несколько лет). Цена на картонный вариант очков ВР колеблется от 400 до 1000 рублей, и по желанию можно даже достать у нас в России. Также при наличии пары умелых рук, картона, магнитов, двух линз, липучки и резинки его можно сделать самому (вот вам ссылка – http://googlecardboard.ru/info/cardboard-svoimi-rukami).

Gear VR

Samsung Gear VR

Не трудно догадаться, что шлем ВР – технология, которая ориентирована на мир видеоигр. На прошедшей совсем недавно Выставке электронных достижений (Е3) было представлено порядка сотни будущих проектов для шлемов ВР. Также японская компания Sony объявила о старте продаж своего продукта – PS VR, который, возможно, даже превзойдёт Oculus Rift и Gear VR по функционалу. Но, тем не менее, киноиндустрия не отстаёт, вводя фильмы, снятые на специальные камеры, позволяющие достичь угла обзора в 360 градусов, на мировые фестивали. От независимого Санденса до престижного Каннского кинофестиваля. Всё больше можно найти небольшие залы с презентациями сферического кино, на которые порой очереди длиннее, чем на фильмы из конкурсных программ. Ведь это фактически уверенный шаг к интерактивному кино, в котором ты сам решаешь куда смотреть, влево, вправо, позади – кино может происходить с любой стороны. Также в США начинают открываться первые кинозалы, оборудованные подобной технологией, которая только что добралась до России в виде данного фестиваля.

Программа фестиваля весьма разнообразна, при желании можно оказаться парящим над извергающимся вулканом, понаблюдать за тремя детьми-беженцами, промчаться по трассе №1 между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, оказаться в центре истории кубанского танца, а также стать свидетелем встречи мультипликационного кролика и двух пришельцев. Всего фильмов под 30, все они, естественно, короткометражные, в среднем от 5 до 15 минут. Самыми любопытными были «Вторжение!» от режиссера «Мадагаскара» (тот мультфильм о кролике), «Специальная доставка» от студии-лаурета Оскара Aardman Animations и «Помощь» Джастина Лина, режиссера «Форсажей» и грядущего «Стартрека». Немаловажно, что фильмы российских молодых режиссеров также были представлены на смотре, доказывая, что мы не собираемся отставать от мировых тенденций, как в кино, так и в технологиях. Большинство работ доступны на Youtube, там можно включить специальный режим,и крутить мышкой обзор на все 360 градусов. Либо посмотреть на смартфоне, сидя на крутящимся стуле (моё знакомство со сферическим кино состоялось именно так, и я всё же впечатлился).

Ну и стоит рассказать о моих личных ощущениях от посещения фестиваля. Я посмотрел мультфильм «Вторжение!», небольшое видео о вулканах и социальную документалку о детях-беженцах. Просмотр был на шлемах Gear VR, люди сидят рядом друг с другом на крутящихся стульях, создавая атмосферу единого просмотра как в кинотеатре. Также звук был един, а картинка у всех в шлемах. Всего 65 шлемов работали во время одного сеанса. Не могу сказать, что это много или мало, но периодически, пока все вертелись на стульях, каждый пару-тройку раз задевал ногу другого человека, но никто не жаловался. Не до этого было. Тем более, что, например, когда было видео про вулкан, при достаточном воображении, прикосновения чей-то ноги можно приравнять к столкновению с небольшим камнем, летящим прямиком из жерла вулкана.

В целом, я бы отметил, что технология еще весьма сыровата, картинка в шлеме размыта (несмотря на колёсико резкости вверху) и анимация не всегда плавная. Возможно, это проблемы конкретной модели шлемов ВР, но это уже другой разговор. Также у меня и еще нескольких людей вокруг под конец третьего фильма начался жуткий рассинхрон видео и звука, тоже говорящий о неспособности работы данного устройства продолжительно. Но впечатления от просмотра сферического кино крайне положительные, лишь потому что такого я еще никогда не видел. Да и при парении над вулканом, хоть я и осознавал, что сижу на стуле, чувство свободного полёта не покидало солнечное сплетение.

EMC VR Film FESTIVAL

Организаторам фестиваля хочется сказать огромное спасибо, и списать все организационные проблемы, такие как задержка сеансов и курьёзы с регистрацией, на банальную неопытность в этих делах. Уверен, в следующем году они учтут все недочёты и привезут нам еще больше невероятного кино, в которое мы погрузимся с головой.

Пока же стоит констатировать, виртуальная реальность и сферическое кино в частности – это еще даже не настоящее индустрии развлечения, это её будущее. 2016 год можно смело считать первым шагом в мир виртуальной реальности, и отрадно признавать, что в этом деле Россия не отстаёт.


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»