«Враг»: Хаотично сплетенная паутина

Враг

На многотысячных страницах кинематографической энциклопедии нередко попадаются любопытные экземпляры самых различных видов, но список фильмов, которые оставляют после просмотра больше вопросов, нежели ответов, при очень большом желании можно огласить полностью. Одной из таких картин без зазрения совести можно назвать психологический триллер «Враг» Дени Вильнева. Известный своими тяжелыми опусами, канадский режиссер снова рассказывает историю с привычным оттенком беспросветности, но гнет линию в этот раз более изощренно, доставляя нескончаемое удовольствие всем любителям нестандартного кино.

Основываясь на сюжете романа португальского писателя Жозе Сарамаго «Двойник», Вильнев в тандеме со сценаристом Хавьером Гульоном решил отойти от оригинала, наполнив и без того незаурядную фабулу собственной версией событий. Авторы тщательно препарировали тяжелый для бытового восприятия литературный слог знаменитого португальца, оставив только основную идею и скрупулезно насытив ее изощренными поворотами и метафоричными высказываниями. Фильм развеял квазифилософский налет оригинального произведения и предстал перед зрителем в совершенной иной форме, от которой даже самый искушенный синефил будет ломать голову – что же это такое, черт возьми, было? 

Мистических пауков, появляющихся на протяжении всего хронометража, можно трактовать по-разному, но наиболее очевидным вариантом следует считать метафоричность отождествления женщин в жизни главного героя с этими восьминогими созданиями. Именно женщины привели к распаду личности историка Энтони Клэра, не подозревающего, что таинственный двойник, которого он случайно увидел в одном из фильмов, и есть он сам. Слетев с катушек после беременности супруги полгода назад, Энтони продолжает работать в университете, но уже под именем Адам Белл. Он забросил свою неудавшуюся кинокарьеру и изменяет жене с любовницей. Чтобы слить две личности воедино, герою предстоит ответить на ряд вопросов и попытаться уничтожить грызущие изнутри пороки, главным из которых является его похотливая сущность. Тем не менее, Энтони-Адам твердо уверен, что все истории повторяются, и трагедия когда-нибудь станет фарсом.

Бессвязный и непонятный, с первого взгляда, сюжет приобретает объемную форму по мере приближения финала, венчаясь одной из самых шокирующих и непредсказуемых концовок в истории кино. Несмотря на всю энигматичность, необходимая сюжету двойственность находится в поразительном балансе. Мастерство Вильнева наблюдается тут не только в эпатажных паучьих метафорах, но и даже самых незначительных деталях – начиная от незримого присутствия другого человека в переломных моментах до взаимодействия главного героя с зеркальными поверхностями. Обрамляет картину минимальная, но очень тягучая музыка, которая засасывает зрителя в сюжет, словно в липкую паутину. 

Фильм, при всех своих достоинствах, мог бы и не получиться, если бы не талантливая игра Джейка Джилленхола, который тонко балансирует между двумя абсолютно одинаковыми с виду, но разными внутри, персонажами. Американский актер снова подтверждает статус настоящей голливудской звезды и второй раз кряду помогает не менее одаренному Вильневу пополнить фильмографию отличной работой.

«Врага» нужно смотреть дважды или даже трижды, чтобы связать все нити воедино. Эпиграф к киноленте является не пустым словом: «Хаос – это порядок, который нужно расшифровать». Действительно, по мере распутывания этого хаотического клубка становится понятно, что фильм вовсе не о фантастической встрече двух двойников и не о нашествии пауков, поглощающих разум. Однако хаос расшифровать совсем непросто, и, возможно даже, что речи о раздвоении личности тут и в помине не было. Собрать предложенный кинопазл каждый волен по-своему, получив в результате собственную картинку. В этом и заключается магия ленты Вильнева, который в лучших традициях Линча и Кроненберга паучьими щупальцами проникает в мозг зрителя и плетет в нем свою паутину.


Андрей Горовой

Ценитель кинематографического многообразия.

Оставьте комментарий



««« »»»