ЗВЕЗДНОЕ ПЛАТЬЕ АЛЛЫ ГАРДЕР

Ее жизнь – как в кино. Даже без “как”, потому что она – киноактриса. Но далеко не у каждой киноактрисы жизнь так ярка и необычна, как в сказке, как в драме, как на киноленте и опять в сказке, потому что дожила Александра Васильевна ПОПОВА-ГАРДЕР вопреки всем превратностям судьбы до преклонных лет и прожитой ею жизнью можно только восхищаться.

…В царском российском государстве и даже в Царском селе на второй день Рождества, 26 декабря 1916 года, родилась девочка. Царство доживало последние дни, и за стенами Екатерининского дворца уже были слышны заговорщические шепоты и громкие призывы к свержению самодержавия. Но пока во дворце справляли Рождество у блистающей игрушками елки, мирно потрескивали восковые свечи средь зеленых ветвей. Шляпы, шлейфы, лорнеты и вуали еще связывали то последнее Рождество с добрыми старыми временами.

О рождении дочери у Василия Харитоновича Невдахова, подполковника личной охраны Его Величества, спешит сообщить императрице цесаревич Алексей. Он не забывает упомянуть и о том, что новорожденную нарекли в ее честь Александрой. Императрица тронута. Она все еще в тоске и тревоге после исчезновения Распутина, но тем не менее желает стать крестной матерью маленькой Александры. Она еще не знает, что это будут ее последние крестины, и Александра станет ее последней крестницей. А пока в храме над маленькой девочкой императрица произносит клятвенные слова и счастливый отец – красивый казак с влажными от умиления глазами радостно восклицает:

– Когда тебе исполнится 16, я подарю тебе платье из звезд и Луны и сам повезу на бал…

Все это было еще в сказке. Василий Харитонович даже не мог предположить, что случится через два месяца. 27 февраля он уезжает вместе с государем на Царском поезде в Ставку. Уезжает навсегда. 1 марта, когда поезд, окруженный заговорщиками, остановился в Пскове, он уже не смог защитить царя, которого принуждают подписать отречение от престола, а его…

В Царское село приходят плохие вести. Но Василия Харитоновича еще ждут. Евгения Васильевна – мать Александры все же надеется, хоть и понимает, что надежды тают с каждым днем. В том, что все совсем плохо, она убеждается, когда арестовывают царскую семью. Такая участь грозит и ей. Спастись помог случай. Охранявший царскую семью солдат шепчет:

– Вы-то ведь не арестованы, так что можете выйти, погулять с дочкой… С этого “гуляния” для Евгении Васильевны и для маленькой Александры началось бегство: сначала в Москву, потом в Киев к отцу Василию Егоровичу Ненсбергу, потом в Одессу, в Ялту. Здесь, покачиваемый волнами, стоит у причала датский крейсер. К причалу со свитой приближается Мария Федоровна – императрица-мать. Ей Временное правительство разрешило выезд в Данию.

– Едемте со мной, – говорит она провожающей ее Евгении Васильевне. – Вы спасете себя и дочь.

Но Евгения Васильевна остается. Здесь отец – известный российский врач, здесь память о дедах и прадедах Ненсбергах – ученых-медиках немецкого происхождения. Хоть и существует Германия, так называемая прародина, жизнь прошла все же здесь, на российской земле, и российская земля спасет… Но спасет ли?

Так Александра, будучи грудным ребенком, еще не умея ходить, научилась “бегать”. Это был бег под страхом, сначала от белых, потом от красных… Евгения Васильевна обращается за помощью к Горькому через Марию Федоровну Андрееву, с которой в прежние годы дружила. От Советского правительства приходит указание: “Жену царского жандарма В.Х.Невдахова не трогать”.

Евгения Васильевна переезжает в Севастополь, где ее ожидает новый поворот судьбы. В это время в Севастопольский порт прибывают суда Американской администрации оказания помощи европейским государствам, пострадавшим в 1-ю мировую войну (“АРА”). Суда везут продовольствие голодающему Поволжью. Евгения Васильевна знакомится с представителем Американской администрации Герхардом Генриховичем Гардером и находит свою вторую судьбу, а маленькая Александра обретает отчима и фамилию Гардер.

Однако заокеанские благотворители скоро показались Советскому правительству “шпионами иностранной разведки”. Семье Гардер пришлось скрываться снова. Они живут в селах и маленьких городках Крыма и Украины вплоть до 1932 года. Но и в такой большой стране от НКВД уйти было трудно. В конце концов Герхарда Генриховича находят и арестовывают, и он так же безвозвратно пропадает для семьи, как и Василий Харитонович Невдахов.

Евгения Васильевна переезжает в Киев, где Александра поступает в хореографическое училище при городском цирке. И здесь сказке суждено продолжиться. В училище пришли однажды “добрые волшебники” – кинорежиссеры Григорий Львович Рошаль и Вера Павловна Строева в поисках “девочки с мячиком” для фильма “Человек без футляра”. Выбор пал на Сашу. Желание отца Василия Харитоновича сбылось: судьба набросила на нее “звездное платье”, а вместо бала умчала на киноэкран…

В Москве Саша поступает в студию Алексея Денисовича Дикого, заканчивает ее и превращается в киноактрису Аллу Гардер. Начинается ее звездная жизнь.

Это были 30-е годы, когда искусство должно было способствовать утверждению нового строя Страны Советов. На кинематографическое поприще Александра вступает вместе с Петром Алейниковым, Борисом Андреевым, Андреем Абрикосовым, Зоей Федоровой. Анастасия Платоновна Зуева, Павел Владимирович Массальский очень помогают ее становлению как актрисы.

На экраны выходят фильмы с участием Аллы Гардер – “Ущелье Аламасов”, “Цена жизни”, “Пятый океан”, “Родина зовет”. Ее героини – мужественные женщины: радистка, учительница, врач. Они побеждают трудности, они доказывают с экрана: человек может добиться того, во что верит.

Алла Гардер хочет доказывать по-настоящему. Ей мало актерского образования. Во время съемок фильма “Родина зовет” она оканчивает парашютную школу, получает шоферские права и даже участвует в спортивных авто- и мотогонках. На съемки фильма “Ущелье Аламасов” режиссер В.Шнейдеров, в будущем известный ведущий телепередачи “Клуб кинопутешествий”, увозит съемочную группу в жаркие Кара-Кумы, где актеры живут среди дикой природы, в песках пустыни. Александре это по силам, но она еще овладевает профессией радистки, роль которой исполняет.

В военном 41-м году Алла Гардер осталась в Москве. Она играла в единственном неэвакуированном драматическом театре и одновременно работала в механических мастерских Мосфильма. Пришлось сменить национальность и псевдоним. Теперь она была Аллой Поповой. Когда начали организовываться фронтовые актерские бригады, поехала на фронт одной из первых. Концерты для бойцов проходили нередко на открытых площадках и под обстрелом. Однажды, возвращаясь с такого концерта, Александра увидела сандружинниц, выносивших раненых с поля боя. Она поняла, что здесь нужнее. Может быть, подсказал и некий внутренний зов предков – врачей Ненсбергов. Александра мгновенно спрыгнула с грузовика и осталась санитаркой на передовой.

А что было дальше? Конечно, послевоенные съемки – “Большая жизнь”, “Юные дружинники”, “Испытательный срок”, “Шестнадцатая весна”, “Екатерина Рябинина”, “Гуттаперчевый мальчик”, “Песнь табунщика”, “Баллада о Кольцове”, “А если это любовь”, “Небо зовет”.

60-е годы – время первых полетов в космос. Фильм “Небо зовет” посвящен космонавтам. Его консультировал Юрий Гагарин. Александра играла в нем роль начальника космической станции. Потом, будучи на гастролях в Евпатории, случайно встретила в гостинице Гагарина.

– Ну вот, даже здесь, далеко от Москвы, не покидает меня начальство, – пошутил тогда Юрий Алексеевич. А через несколько дней космонавт погиб.

В те же 60-е годы в театральной жизни Москвы событием стали литературно-музыкальные композиции, поставленные замечательным артистом Всеволодом Аксеновым, – “Пер Гюнт” по Ибсену, “Сон в летнюю ночь” по Шекспиру, “Эгмонт” по Гете. В драме “Пер Гюнт” Александра играла Ингрит – страдающую, отвергнутую любимым норвежскую девушку. В композиции “Сон в летнюю ночь” она была феей, вспомнила себя балериной, легко порхала по сцене.

На эти спектакли Аксенов собирал актеров из различных театров. Здесь Александра встретила артиста Леонида Александровича Давыдова-Субоча, с которым разделила свою дальнейшую судьбу, обрела не только счастливую семью, но и творческое содружество. Под эгидой Росконцерта супруги-артисты объездили со своим мини-кино-драмтеатром всю страну, побывали там, куда трудно добраться, но где мастерство сцены всегда ждут, как посланцев Веры и Надежды. Их пути-дороги прошли через Камчатку, Сахалин, БАМ, Братск, Среднюю Азию. Они играли Островского, Шекспира, Ибсена, произведения советских драматургов – Вирты, Вишневского, Володина, Шукшина, показывали отрывки из фильмов, где снимались и Алла Попова и Леонид Давыдов.

На маленьких самолетах, на вездеходах, на оленьих упряжках, а то и пешком, с многодневными ожиданиями транспорта, с томительным ощущением неизвестности добирались артисты к своим зрителям.

– Но ведь чем больше трудностей испытывает человек, тем больше он может отдать людям, – говорит Александра Васильевна.

Мы беседуем с ней у нее дома, на Спиридоновке, в окружении старинной мебели и множества сувениров, подаренных зрителями. Есть и память о Дании, где Александра Васильевна и Леонид Александрович побывали недавно и встретились с внуком императрицы Марии Федоровны Дмитрием Романовым.

– Все-таки я счастлива, что жизнь свою прожила в России, – продолжает Александра Васильевна, – хоть и жила под страхом, с вечной думой о том, что может случиться самое неожиданное.

В уютном овальном зале Федерации мира и согласия состоялся творческий вечер Александры Васильевны и Леонида Александровича, организованный Международным союзом немецкой культуры и Федерацией мира и согласия в преддверии 850-летия Москвы. Александра Васильевна принимала приветствия, красивая, стройная, с обворожительной, совсем юной улыбкой. Так и казалось, что прямо сейчас она готова сесть за руль автомобиля, прыгнуть с парашютом или ринуться на поле сражения, чтобы помочь людям. Звездное платье всегда на ней, и она в нем светится.

Евгения ПРУСАКОВА.

На снимках: А.Гардер в кинофильмах “Коллеги” и “Гуттаперчевый мальчик”.

Фото из семейного архива актрисы.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Один комментарий

  • bigcinema.org bigcinema.org :

     20 апреля на Первом канале вышел выпуск программы перевоплощений «Точь-в-точь» в честь Юбилея Аллы Пугачевой. Игорь Николаев в числе других звездных друзей поздравил певицу.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Рок-лицо героина
Я ЗАПРЕТИЛ СЕБЕ БОЯТЬСЯ
МИССИЯ В ИСКУССТВЕ – ПОСРЕДНИК
PRODIGY – THE FAT OF THE LAND


««« »»»