ЧТО СКРЫВАЕТ ИВАН ДЕМИДОВ

Позавчера Ивану Демидову исполнилось 34 года. “Музыкальная Правда” предлагает вам пристрастный очерк своего обозревателя об одном из самых заметных персонажей отечественного телевидения

ЧТО СКРЫВАЕТ ИВАН ДЕМИДОВ

Музобоз, Обоз, Оз…

Очки роднят эти три понятия: черные очки Ивана Демидова, сквозь которые он смотрит на мир с высоты парашютного полета десантника, которым он когда-то был, и зеленые очки, придуманные волшебником города Оз.

Очки могут не только давать ненужную четкость изображению, но и приукрашивать картину мира. А черные очки дают уникальную возможность скрыть от окружающих зеркало своей души.

Из “нововзглядовского” поздравления И.Д. с его 30-летием (лето 1993 г.):

“Очки, короткая стрижка, спортивная фигура, размеренные движения – все это стиль. Строгость, сдержанность, невозмутимость – это образ. А все вместе – искомый имидж. Убойная сила которого объясняется крайне просто – он вполне соответствует действительности! …Чувство юмора и прохладная отстраненность помогут Ване плыть дальше в грязных, мутных волнах нашего родного, вечно штормящего ТВ. Ясно одно – чем бы ни решил впредь заниматься в рамках ТВ-профессий Демидов (а он способен, верно, сделать любой вираж), его телевизионный имидж останется с ним. Как доказательство верности себе. И в назидание другим ТВ-персонажам. Которые, полагая, что обладают оным имиджем, как герои застойного анекдота ищут в темной комнате черного кота, которого там нет. И кричат “Поймали!” А животное-то трется о стройные ноги российского “Шварца”. Обещающего еженедельно “I’II be back”. И он возвращается”.

Уйдя из блестящей “взглядовской” режиссуры в стебное ведение единственной тогда музыкальной программы, Иван Демидов закрылся от мира не только черными очками, но и джинглом, хотя необходимости не было ни в том, ни в другом (напомню, речь об оригинальном обозовском джингле образца 1991 года, оригинальном – в смысле первоначальном… да и в другом смысле тоже, конечно).

Глаза у Ивана красивые, голубые, живые… да и сам он вполне мог бы стать прототипом отечественного суженого отечественной Барби (что не без ядовитой самцовой зависти подметил Артемий Троицкий, потенциальный отечественный прообраз разве что старого сатира). Однако что заставило его оградиться от любопытного взгляда многомиллионного телезрителя, которого он, казалось бы, так хорошо знает?

Из интервью И.И.Демидова (журнал IM, 1995 г.):

“Есть телевизионная поговорка: “Рейтинги существуют только тогда, когда они хорошие”. С другой стороны, можно сидеть и изучать признанный в ТВ-кругах рейтинг “КОМКОН”а – на шикарной бумаге, со всеми выкладками, а потом обнаружить, что было опрошено всего триста человек – и как тогда судить о мнении многомиллионной аудитории? Я ориентируюсь на свои ощущения, помноженные на постоянно поступающую ко мне информацию. Один из немногих бесплатных советов, которые я могу дать коллегам: “Нельзя нашей публике давать слепок с современного западного ТВ”. MTV, например. Нужна поправка на три года в прошлое. Если взять MTV трехгодичной давности и показать его, это сразу станет модным в России. Какой был взлет Богдана Титомира – он нес в себе тот стиль, который был моден, стал его выразителем. Потом уехал на два месяца в Нью-Йорк, нахватался там всего, вернулся в широченных штанах и с выбритой головой. Его популярность быстро сошла на нет. Потому что челябинские девочки не поняли ничего: был красивый мальчик в кожаной куртке, было столько секса и чуб – их парни могли купить такую куртку, турецкую, конечно, а не итальянскую, как у Богдана, и сделать такой чуб. Это они могли воспринимать. А тут… Какие-то выбритые затылки… Они не могли примерить нового Богдана к своему миру. Диагноз: он опередил время. Сделайте так, как было на Западе три года назад – попадете в точку. Там сейчас популярны компилированные жанры. Как “Взгляд” – всего понемножку. Шоу, девочки танцуют, немножко новостей, самоубийца пришел рассказать о своей нелегкой судьбе, немного музыки, выходят клоуны… А нам нужно еще три года оттачивать жанры”.

Имея четкую идею того, что именно и как надо делать, можно либо руководить каналом, либо войти в кадр и руководить программой, реализуя себя не только как стратега, но и как фигуру, способную удержать внимание зрителя.

Видимо, Иван изначально не мог определиться, какой именно дорогой ему идти: делать ли кабинетную карьеру “толстого”, греться ли в лучах славы, оставаясь “тонким”, или же рискнуть перехитрить капризную судьбу, совместив свою всенародную популярность с добротной чиновничьей властью. Что-то ведь заставило его прикрыться джинглом и очками. Стиль стилем, а выбор атрибутов говорит сам за себя.

Надо еще учитывать то, что как бы внутрителевизионно (то есть в среде ТВ-профессионалов) телережиссер есть очень уважаемая профессия (и относительно высокооплачиваемая). Телеведущий же – фигура неоднозначная, зависимая и “сделанная” (надутая). Равно как актер и режиссер в кино (с той лишь разницей, что телережиссеров, в отличие от михалковых-соловьевых, вообще никто не знает). Поэтому уходить из режиссеров в ведущие Ивану было, видимо, не просто. (То же самое можно, пожалуй, сказать и о ванином партнере по телекомпании ВИД Андрее Разбаше, который “сел в экран”, прорежиссерив десяток лет… прежде чем достиг часа пик).

Остроумная теория деления людей на “тонких”, которые на виду и на слуху, и “толстых”, которые “решают вопросы”, придуманная, если верить Евгению Додолеву, именно Супер-рулевым, похоже, отражает его взгляд на мир.

Из заметок Е.Д. (в журнале “Секрет”):

“Выяснилось, что в “Останкине”, равно как и на других каналах, существует – негласная и (пока еще) неоформленная лексически – квалификация всех работающих. Причем по жизни такое разделение на два подвида рода человеческого практикуется на всех этажах социума. То есть есть Тонкие. И есть Толстые. В контексте телевидения Тонкие суть творцы, производители программ, звезды и т.д., и т.п. А Толстые – это начальники, те, кто “решает” вопросы. И вот ведь какая штука. Казалось бы, Тонким быть престижно. Ты на виду, ты любимец дам, ты сияешь, как бриллиант в серо-бетонной оправе останкинских корпусов. А Толстые сидят по кабинетам и гундосят что-то вельможное в свои бледно-желтые “вертушки”. Ан нет, время перемен, понимаешь. Теперь престижно быть “упакованным”, богатым, влиятельным, дружить с бандитами да банкирами и всячески решать эти самые вопросы.

Толстые не любят Тонких. Объясняют им, что те, мол, мечутся, суетятся и производят, помимо программ, много всякого ненужного шума. (В качестве примеров в разговоре названы были имена Леонида Парфенова, Дмитрия Диброва, канувшего в безэкранье Владимира Мукусева и других.) Полагаю, что и Тонкие терпеть не могут хозяев жизни – Толстых. За что – расшифровывать считаю лишним.

Однако на ТВ сейчас образовалась достаточно внушительная прослойка персонажей тонко-толстых, не вписывающихся в два обозначенных разряда. Допустим, преждевременно ушедший Листьев – с одной стороны, это был талантливейший журналист, обаятельнейший ведущий; с другой – хороший организатор, жесткий руководитель, требовательный начальник. Вхож был во все кабинеты, авторитетен не только среди зрителей, но и среди “командного состава”. В разряд “переходных” фигур (не в том смысле, что переходят с канала на канал, а в том, что “толщина” их неопределенна) попадают… Ворошилов, Познер… А Лев Новоженов, вроде как и руководитель программы “Времечко”, и человек заслуженный, но, тем не менее, остается в нервной категории Тонких. Вот такие тонко-толстые дела”.

Конец цитаты.

Итак… Когда способностей много, встает проблема выбора: какую именно способность развивать, ведь на развитие всех сразу одной жизни все равно не хватит. Став генпродюсером ТВ-6, Иван преобразил канал, придумав самые хитовые его передачи.

На сегодняшний день ТВ-6, безусловно, лучший канал и по подбору иностранных материалов, и по оригинальным передачам. По придумке! “Я сама”, “Дорожный патруль”, “Прогнозы недели” (ныне “Обозреватель”), “Скандалы недели” стали действительно телехитами, хотя зона вещания ТВ-6 по-прежнему ограничена, а следовательно, и заслуженного, и желанного зрительского резонанса нет. Если бы, допустим, “Обозреватель” выходил на ОРТ или РТР, то Евгению Киселеву пришлось бы уйти на заслуженный отдых со своими напыщенными “Итогами”, уступив место более молодому и более способному (и никем пока не ангажированному) сопернику.

Из интервью И.И.Демидова (журнал IM):

“Что может чувствовать человек, который за полгода успел из канала-кинобудки сделать полноценный, весомый канал, который расценивается как конкурент крупными, давно существующими каналами? 25 программ за полгода – и ни одна не была выстрелом вхолостую”.

Однако классные Демидовские (именно с большой буквы!) придумки не прибавили ему поклонников, поскольку широкие народные массы не знают о его кабинетных удачах, даже если имеют возможность смотреть ТВ-6. Генпродюсер канала в титрах, увы, не значится, поэтому приходится довольствоваться широким резонансом, но… в узких кругах.

Таким образом, работа на ТВ-6 всенародной славы Демидову не принесла, равно как и кабинетная жизнь не реализовала всего объема его творческих амбиций. Понимая это, с теле-ведением Иван не расстался, напротив, вышел наконец к зрителю живьем, расставшись – со служившим ему прикрытием – джинглом.

Вышел, надо признать, изящно и с юмором, в золотом пиджаке и неплохой компании американца Элвиса Пресли, ливерпульской группы “Битлз” и шведского квартета “АББА”. Впрочем, на уровне нашей околомузыкальной псевдоинтеллектуальной элиты шутка “не прошла”. Кажется, все тот же Троицкий блеснул эрудицией, написав где-то, что хронология в заставке “Обоза” нарушена и песня “Битлз” исполнялась раньше, чем использованная в новой обозовской заставке песня Элвиса. Он был, естественно, не единственным, кто этот факт заметил, но, сдается, он стал единственным, кто не “догнал”, что в истории музыкальной культуры сначала появился Пресли, а потом уже “Битлз”.

…А Иван Демидов в золотом ватнике начал, со свойственной ему самоиронией, свой путь в живое ведение, создав тип ведущего, который в нашей телекультуре отсутствовал, а в Америке его представляет “Мистер Подбородок” Дж.Лино. Это непонятный и остроумный хозяин (host) шоу, к которому приходит в гости вся артистическая элита, музыканты исполняют свои песни live, а зрители в студии бурно реагируют на бесконечные шутки ведущего и его гостей.

Из интервью И.И.Демидова (журнал IM):

Я знаю, что необходимо менять свой эфирный имидж – уходить в другую плоскость и, может быть, даже менять жанр программы. Зрители увидят это… Для меня очень важно обгонять конкурентов на одну голову, не дальше – иначе можно потерять зрителя. Быть вровень – бесполезно для будущего. Только к тебе приблизились – должен уйти вперед. У каждого продюсера должна быть своя тактика. Какие-то находки могут оказаться преждевременны. Зритель очень любит привыкать к чему-нибудь, и его нельзя нервировать резкими поворотами, но при этом нужно четко чувствовать момент, когда ему становится неинтересно”.

Чтобы расчистить себе дорогу к первой отечественной чисто “светской передаче” (не проблемной, не игровой и уж, конечно, не сориентированной на пресловутые творческие планы известных людей), Иван скинул с “обоза” приставку “муз”, стал внедрять в передачу юмористические вставки (типа изречений прапорщиков), не имеющие никакого отношения к собственно музыке, начал приглашать гостей, с которыми можно и нужно поговорить (тот же Троицкий)… Словом, стал потихоньку строить новое шоу, которое должно обеспечить ему славу по таланту, то, чего, увы, не может дать карьера “толстого”.

Демидов (безусловно, прав был помянутый Додолев) – культовая фигура, но пока, добавлю от себя, в потенциале. Он очень уж осторожно продвигается вперед, хотя при его способности рассмешить мертвого и обаять отмороженного можно было бы двигаться и смелее от жесткого сценического самоконтроля к блестящей непринужденности. К тому же истинное удовольствие от процесса общения со зрителем можно получить, лишь чувствуя себя совершенно свободно и раскованно, иначе элемент работы убьет “драйв”.

Один небезызвестный классик сказал: “Умение взглянуть на себя со стороны делает человека импотентом”. Желание все рассчитать – единственная опасность, которая подстерегает Демидова в его телекарьере. Ему лучше плыть туда, куда его несет, а не туда, куда он считает нужным плыть, иначе всей жизни не хватит, чтобы совершить второй акт раскрепощения и вслед за джинглом расстаться с черными очками. Остроумные комментарии, которые Иван сочинял к старой версии “Музобоза”, возможно, не рождались бы с такой легкостью, если бы их надо было произносить “живьем”, как и сейчас на сцене он, осмелюсь предположить, значительно сдержанней и суше, чем может быть, если полностью почувствует себя “как дома”.

Из интервью И.И.Демидова (журнал IM):

“Я проповедую одно – ТВ-продюсер должен идти на поводу у зрителя, но чуть-чуть позволяя себе делать и то, что хочется ему самому. При этом наиболее успешными становятся те передачи, где твое собственное желание со зрительским совпадает. Страна у нас большая, и люди очень разные. На ТВ работают амбициозные люди – иначе они просто ничего никогда не сделают. Другое дело – если ты в своих амбициях угадал (а это доказывает твоя популярность, слагаемая из разных вещей), значит, ты молодец и Пол Маккартни. А если нет, ходи по тусовкам и изображай из себя крупного режиссера или ведущего, делай так, чтобы тебе после эфира звонили два-три приятеля и говорили: “Старик, это круто”. И оставайся, где стоишь”.

И все же проповеди проповедями, а логика человеческая, со всеми порождаемыми ею рассуждениями, значительно слабее интуиции, категории вечной. Можно сколько угодно прогнозировать успех той или иной вещи, однако жизнь беспрестанно вносит свои коррективы в человеческие планы. Голливуд не знал бы ни одного провала (учитывая внушительное количество разного рода высокооплачиваемых профессионалов, которые работают над многомиллионными жирными проектами), если бы все можно было наперед рассчитать. Поэтому человеку, наделенному даром нравиться-таким-какой-он-есть, лучше не корректировать столь тщательно чужую работу. Работу господа Бога.

Остроумный красавец в прикольных нарядах, эдакий российский Иванушка, любимец судьбы, оседлавший своего Конька-Горбунка, рулевой “Обоза” должен создать свой волшебный город “Оз”, царство обаяния, веселья и раскованности. Там будут править юмор, раскованность, веселье и зритель сможет увидеть ярких, блестящих людей, как сквозь цветные стекла. Да, как через цветные, блестящие стекла. Блестящие, словно знаменитый ватник. Тот, беспокоящий завистливых недругов демидовский ватник.

А Ивану пора снимать очки. Ему нечего скрывать, кроме того, что быть ему, рожденному под знаком Льва, царем эфира.

М.ЛЕСКО,

ИД “Новый Взгляд”.


М. Леско


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ОТАР КУШАНАШВИЛИ
ЦАРИЦЫНО. МАРТИНИ. ЛАПИДУС
“УТОПИЯ” – МИР НЕРЕАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
СЛУХИ О СМЕРТИ ЛИНДЫ ОКАЗАЛИСЬ ПРЕУВЕЛИЧЕННЫМИ
WELLA ПОСТАВИЛА НА ЗВЕРЕВА И РОССИЙСКИХ ЦИРЮЛЬНИКОВ. И ПОБЕДИЛА!
ДВА СЛОВА ПРО ВИДНОГО БОРЦА С ТОТАЛЬНОЙ НЕРЯШЛИВОСТЬЮ
О ДЕДУШКЕ, КОТОРЫЙ УМЕЕТ ЧИТАТЬ, НО НЕ УМЕЕТ ПИСАТЬ
МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
“НУ, А ЕСЛИ СТРУНА ОБОРВЕТСЯ…”
ТАМ, ГДЕ БЫЛА НАПИСАНА “ЧАЙКА”
ОБЕД НА ПОДЛОДКЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
НАТАЛИ БОЛЬШЕ НЕ ПОЕТ “ЗАПРЕЩЕННЫЕ” ПЕСНИ
DEEP PURPLE – “LIVE AT THE OLYMPIA ‘96”


««« »»»