«Стрингер»: Есть падаль, будут и стервятники ****

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Криминальная драма «Стрингер» (Nightcrawler, США, 2013, режиссер Дэн Гилрой, в ролях – Джейк Джилленхолл, Рене Руссо, Риз Ахмед, Билл Пэкстон, Майкл Пападжон, Марко Родригес) вышла в прокат.
Лу Блум (специально похудевший для роли почти на 15 кг Джейк Джилленхол) живет случайными кражами, пытается подработать то там, то тут, но так и не оказывается никому нужен в Лос-Анджелесе. Однажды, проезжая мимо места ДТП, он обращает внимание на парней с камерами – стрингеров, продающих отснятый материал телеканалам.
Он покупает оборудование, случайно записывает более-менее удачный материал и продает его продюсеру ночного эфира одного из лос-анджелесских новостных каналов Нине (Рене Руссо). Канал стремительно теряет рейтинги, и только качественные кадры с трупами и кровью (идеальный вариант – бегущая по улице женщина с перерезанным горлом, считает Нина) могут вернуть ему зрителей. Выясняется, что беспринципный, циничный, хладнокровный, готовый пойти по трупам, начисто лишенный журналистской этики Лу идеально подходит для этой работы.
Дебютная картина сценариста и режиссера Дэна Гилроя («Запределье», «Эволюция Борна»), скорее, удалась. По крайней мере, западные профильные СМИ поставили ей довольно высокие баллы. Главная претензия – поверхностно прописанный главный герой. Зрителю не сообщают о его прошлом, семье, увлечениях; Лу вообще не человек, а схема, андроид, терминатор, идущий к своей цели, социопат и фанатик.
Ну, или койот, спускающийся за своей добычей после наступления ночи, стервятник, паразит. На его фоне люди выглядят еще более жалкими, чем они есть. Для него же самое важное – запечатлеть страдания людей. Желательно белых и богатых – таков формат телеканала.
«Стрингер» поднимает (но не педалирует, что приятно) довольно важные вопросы: диктат телерейтингов, уничтожения института частной жизни, значение журналистской этики (что это такое вообще? существует ли она?), вуайеризм телезрителей, хищническая натура каналов…
Некоторые критики сравнивают Джейка Джилленхола с молодым Робертом Де Ниро в «Таксисте» – ему так же хорошо удается переносить на экран чистую харизму и вызывать сложную гамму чувств у зрителей. За свою блестящую работу 33-летний актер был номинирован на «Золотой глобус», Премию гильдии актеров и премию Британской академии, так что это явно одна из знаковых ролей в карьере Джилленхола. Впрочем, он почти никогда и не промахивался с их выбором.
«Стрингер» – мрачный и неприятный триллер, слегка страдающий от очевидности некоторых выводов, зато довольно полезный. Посмотрев его, мнесложно усомниться в привлекательности журналистики как профессии и утратить иллюзии в отношении телевидения.
Денис Шлянцев.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»