Brutto – «Будзь смелым!» ****

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

2014, brut.to

О существовании народных белорусских революционных поэтов Янки Купалы и Якуба Коласа я узнал ещё в детстве – то ли журнал «Пионер» про них что-то написал, то ли большая детская энциклопедия (тогда я был не очень разборчив в выборе литературы и читал всё подряд). Упоминались эти товарищи всегда вместе, через запятую, про них писали какие-то правильные слова: мол, писали про освобожденье и избавленье, только на белорусском языке. При этом никаких примеров творчества не приводилось. В результате в детском восприятии Янка Купала и Якуб Колас заняли место каких-то былинных мифологических персонажей вроде Микулы Селяниновича или, например, Тараса Бульбы. И так было до тех пор, пока популяризатором творчества Янки Купалы не выступил Сергей Михалок. Сначала «Ляпис Трубецкой» спел «Не быць скотам», теперь Brutto выпустил сингл «Будзь смелым!» – что, во-первых, вывело товарищей со странными псевдонимами из мира виртуальных фантазий, а во-вторых, заставило заинтересоваться, на каком именно этапе освободительной борьбы Янка Купала создал столь резкие произведения.

Итак, на самом деле Купалу звали Иван Луцевич (а Коласа – Константин Мицкевич, но сейчас не об этом), и у него была типичная для сталинского рабоче-крестьянского Союза писателей биография. Родился в 1882-м, происходил из обедневших шляхтичей, из-за чего был вынужден много и тяжело работать. Негодование по этому поводу изливал в стихах, обнаружил талант и пошёл по литературной стезе. В советские годы подвергался травле из-за подозрений в белорусском национализме, но был прощён и писал о светлом будущем, олицетворяя собой белорусскую советскую литературу, пока не погиб в 1942 году при загадочных обстоятельствах, выпав в лестничный пролёт в гостинице «Москва».

Плодовитые Brutto выпускают новые синглы едва ли не каждую неделю, и до сих пор их прослушивание становилось путешествием по дороге разочарований. После всеми любимого «Ляписа Трубецкого» скатиться к потной романтике боксёрских клубов и откровенному, как в песне «Аdиdас», посыланию всех на, – казалось недостойным таланта Михалка. Он, впрочем, ведёт какую-то свою игру и на критику извне не реагирует. Хотя, может, и реагирует – по крайней мере, на сингле «Будзь смелым» уже нет никаких спортивных частушек, а есть пара мощных революционных песен, всё, как мы любим.

Раннее творчество Янки Купалы тут пришлось как нельзя кстати. В написанном в 1908 году стихотворении «Не быць скотам» он призывал угнетённый народ сбросить ярмо и не быть скотами (не в смысле окурки не бросать мимо урны, а в смысле покончить с помещиками). Никаких рецептов, как этого добиться, поэт белорусскому народу не сообщил. Впрочем, пять лет спустя, в 1913-м, он сочинил новую агитку под названием «Будзь смелым!», в котором настойчиво советовал быть смелым. Но опять-таки без подробностей: как использовать взращённую смелость, каждый читатель мог решить сам. Этот подход через 101 год удачно позаимствовал Сергей Михалок, написав на стихи Купалы резкий и понятный без перевода концертный боевик. Ну а подсказка по поводу того, для чего может пригодиться смелость, содержится во второй песне сингла – новой версии «ляписовского» «Священного огня». Если говорить коротко, то для отстаивания идеалов гуманизма.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»