Теория надежды

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Вселенная Стивена Хокинга Рецензия

Картина Джеймса Марша (получившего «Оскар» за лучший документальный фильм «Канатоходец») «Вселенная Стивена Хокинга» это биографическая драма, рассказывающая о нашем гениальном современнике, ученом Стивене Хокинге (Эдди Редмэйн) и его взаимоотношениях с женой Джейн (Фелисити Джонс). От других картин такого рода ее отличает разве что ярко выраженный акцент на романтической линии. Впрочем и это трудно назвать такой уж редкостью. Кроме того, картина хоть и номинирована на главную кинопремию года, но шансов получить «Оскар» в главной номинации у нее практически нет. Но, несмотря на все это, увидеть «Вселенную» действительно нужно.

Главным аргументом «за» является блестящая игра Эдди Редмэйна. Это выдающаяся работа, из тех, что в два счета взрывают карьеру актера и дают толчок к движению по вертикали. Так как картина в основном посвящена взаимоотношениям Стивена и Джейн, актерская работа Фелисити Джонс тоже выходит на авансцену. Со своей ролью она справляется и выглядит убедительно, но все равно неизбежно остается в тени своего партнера. 

Отношения между людьми в фильме изображены максимально реалистично — непростыми и противоречивыми. Нет ни одного ярко выраженного отрицательного героя — все вокруг поддерживают ученого в борьбе с недугом. Антагонист тут и не требуется — эту роль с успехом выполняет болезнь Хокинга, в противостоянии с которой герой раскрывается, что дает Редмэйну шанс доказать, на что он способен, которым актер с успехом и пользуется. Играя практически полностью парализованного человека, ему удается передать всю палитру чувств героя, от полного отчаяния до неутомимого оптимизма, жажды познания и веры в лучшее.  

Отдельного упоминания заслуживает саундтрек. Идеально подобранный, он гармонично дополняет атмосферу фильма наряду с безупречной цветовой гаммой. В работе оператора, пожалуй, немного не хватило индивидуальности, неповторимости стиля, но в остальном нареканий она не вызывает.

В качестве основы для сценария взята книга Джейн Хокинг, так что вряд ли к нему могут быть какие-то вопросы в плане достоверности биографических фактов. Интересны временные рамки киноистории: она начинается с первой встречи Стивена и Джейн и заканчивается фактически их расставанием. Это лишний раз концентрирует наше внимание на том, что основа истории — это все-таки их взаимоотношения. Ситуация осложняется с появлением в жизни супружеской пары Джонатана (Чарли Кокс), нового друга Джейн, пережившего личную трагедию и готового помогать их семье, потому что это наделяет его существование смыслом. С этого момента акцент на какое-то время перемещается на героиню Фелисити Джонс, и нам окончательно становится ясно, что это не просто история Стивена Хокинга — это история двух людей, одинаково интересных режиссеру и двух характеров, одинаково глубоко раскрытых для зрителя.

Тем не менее стержнем истории служит все-таки болезнь ученого и его непреодолимое стремление познать Вселенную, открыть истину, доказать безграничность возможностей человеческого разума. Словом, практически весь фильм манифестируется одна мысль: нет преграды для настоящей любви и настоящего гения. Однако делается это настолько качественно, искренне и без лишнего пафоса, что не поверить вряд ли получится. Особенно, когда знаешь, что все это было на самом деле.


Антон Стрельцов

Учится на 2 курсе РГГУ по специальности зарубежная филология. В кино, музыке, да и вообще в искусстве, как ему кажется, разбирается лучше, чем в чем-то ином на данный момент.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Аркадий Окупник
Коротко
Pussy Riot… без дураков?
Для полноты бытия
Жизнь замечательного человека Цоя
Юпитер по-русски
Что произошло и что не случилось…
«Интерстеллар»: В поисках нового дома для людей


««« »»»