Трибьют «Александр Башлачёв. Серебро и слёзы» ***

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

Давайте будем честны: песни Александра Башлачёва никогда не входили в обязательный образовательный минимум поклонников русского рока. Их довольно плохо знают даже искренние почитатели этого жанра, а память о рок-поэте худо-бедно поддерживается только горсткой энтузиастов. Кто-то вопреки всему организует ежегодные мемориальные концерты в родном городе Башлачёва Череповце, кто-то изредка берётся за трибьюты и перепевки. Лидер «Сплина» Александр Васильев, написавший на текст башлачёвской «Петербургской свадьбы» свою музыку, объяснил это с подкупающей откровенностью: «Так ведь оригинал слушать невозможно». Такие же энтузиасты при жизни Башлачёва стремились записывать каждый его концерт, фиксировать все его творческие озарения – а поэт этому отчаянно сопротивлялся и перед прыжком из окна постарался по-гоголевски уничтожить свои поздние произведения. По большому счёту ему это удалось, несмотря на все усилия «хранителей» его наследия. Сегодня практически невозможно заставить кого-то слушать оставшееся от Башлачёва – и даже его невероятная поэтическая одарённость не становится стимулом. Трагическая история жизни Александра, прошедшего путь от талантливого студента, не чуждого никаким радостям жизни, до сумрачного поэта, закалявшего свой дар путём душевных страданий, увы, тоже не слишком сподвигает на то, чтобы начать копаться в его строчках на предмет розыска крупиц гениальности.

То же самое и с новым трибьютом. Вдохновителем его стал Дмитрий Ревякин, который привлёк к работе весьма мощные силы – песни Башлачёва здесь исполнили настоящие лидеры русского рока: Юрий Шевчук, Константин Кинчев, Александр Васильев, Гарик Сукачёв, Вячеслав Бутусов, сам Ревякин и т.д. Это, в принципе, могло привлечь к сборнику интерес масс… К сборнику, но, как выясняется, не к поэзии Башлачёва. Дело в том, что на хрупкую харизму текстов и музыки Александра наложились мощные личности вышеперечисленных рок-звёзд. Вольно (как Васильев, написавший для Башлачёва свою мелодию) или невольно, большинство из них авторизовали эти песни: в них стало гораздо больше ревякинской или шевчуковской манеры, и от оригиналов остались фактически только тексты. Ради них всё и затевалось, однако в новых версиях они упорно не воспринимаются как башлачёвские и выглядят как некие творческие эксперименты именитых участников трибьюта. Дмитрий Ревякин исполнил «Время колокольчиков», «Всё от винта» и «Петербургскую свадьбу», Юрий Шевчук – «Лихо», Вячеслав Бутусов – «Посошок», Константин Кинчев – «Мельницу», Эдмунд Шклярский – «Спроси, звезда». Все выступили старательно и уважительно, но харизму-то куда спрячешь? Не так уж много шансов, что после прослушивания трибьюта кто-то захочет запоздало ознакомиться с оригиналами или постарается сосредоточиться на безысходных образах автора.

Особняком стоит «Некому берёзу заломати» в исполнении Сергея Богаева из «Облачного края». Вот уж кто сумел спеть более отрывисто и трагично, чем сам Башлачёв. Трек неплохо разбавляет череду предсказуемых треков от мэтров и вызывает мысли о перспективности исполнителя… Увы, это старая запись, а сам Богаев три с половиной года назад скончался. И если для кого-то этот сборник станет поводом переслушать не только Башлачёва, но и записи «Облачного края», значит, миссию составителей можно будет признать выполненной.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»