«Ровер» ни о чем

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

«Ровер»11 сентября в российском прокате окажется сразу несколько весьма многообещающих картин, но «Ровер», к сожалению, к их числу отнести вряд ли возможно.

Вступительный титр сообщает нам о том, что действие фильма происходит через десять лет после катастрофы, подробности которой умалчиваются. Вскоре становится понятно, что недосказанность в «Ровере» едва ли не главнейшая составляющая, подчиняющая себе сюжет и смысл картины, вместо которых здесь долгие однообразные виды австралийской пустыни и многозначительное молчание главных героев.

После тепло принятого критиками «Царства животных» Дэвид Мишо снова обращается к исследованию человеческой природы в условиях нивелировавшихся закона и морали. Хотя пост-апокалиптический мир тут не так страшен: топливо и электричество есть, даже доллары еще имеют силу, но зато напрочь забыты понятия человечности и сострадания, что позволяет Мишо невозбранно отображать мир беспринципности и бессмысленной жестокости, где ярко проявляются самые неприглядные стороны человеческой натуры. В результате, получился этакий нео-вестерн, перетекающий в роуд-муви, в декорациях наступившего конца света. Теоретически задумка любопытная, но на деле фильм вышел нудным, претенциозным, не способным ни заинтриговать, ни удивить.

Действо берет начало с момента, когда банда мелких преступников, вылетев на обочину, бросает свой автомобиль и угоняет машину главного героя у него на глазах. Эрик (Гай Пирс) без раздумий бросается в погоню на брошенном ими транспорте, полный решимости во что бы то ни стало вернуть свое. Сцена преследования является одной лучшей в фильме, удачно нагнетая саспенс и закручивая интригу, отчего главный герой, не страшась быть убитым, так отчаянно жаждет заполучить своего «железного коня», когда он, по сути, получил вместо него другого, разве что чуть более потрепанного. Потерпев неудачу, он вскоре натыкается на раненного Рея (Роберт Паттинсон), который оказывается братом одного из угонщиков, брошенный ими умирать. Быстро сообразив, что Рей единственный, кто может знать, где отыскать автомобиль, Эрик подбирает отключившегося из-за потери крови несчастного, и вдвоем они проделывают долгий путь к месту, где, по заверениям Рея, находится его брат.

Но с этого момента фильм начинает изрядно буксовать и усыплять. Дорога их малособытийна, а редкие внезапные и бессмысленные перестрелки уходят «в молоко», будучи далекими от понятия зрелищности и ничего при этом не добавляя к повествованию. В редких сценах диалога между Реем и Эриком последний ведет шаблонную риторику разочарованного нигилиста из категории «и где же твой Бог?», как бы убивая остатки веры в добро и человечность у несмышленого спутника, но смотрится это не слишком-то убедительно. Хотя пару достойных сцен картина все же содержит, например, разговор Эрика с одним из немногочисленных представителей закона, где он безапелляционно заявляет о наступившем конце времен, ибо ничего более ужасного произойти не может по определению. Или короткий эпизод, в котором Рей самозабвенного слушает музыку в машине. Но, к сожалению, это лишь капля в море однообразия и убийственно скучной серьезности.

К актерам претензий предъявить нельзя, они как могут стараются оживить сценарий, особенно Паттинсон, который всеми силами пытается избавиться от ярлыка смазливого вампира, убедительно вживаясь в роль наивного слюнявого недоумка, но к несчастью, им приходится играть своих персонажей в довольно узком диапазоне, воплощая бесконечное отчаяние сломленных людей в падшем мире, у которых нет надежды на спасение и им остается только молча созерцать окружающие их пустыни.

Режиссер будто решил, что сюжет должен быть под стать описываемому миру – безжизненным и пустым. Иные теоретически интересные сюжетные линии совершенно не развиты, так, никак не отображена трансформация отношения Рея к своему брату и в целом изменение его личности фактически проигнорировано. В результате, получилось инертное кино, предлагающее несколько неплохих сцен, добросовестно отыгрывающих актеров, с вялым ритмом и заметно бессодержательным сценарием, чья небезупречность особенно показательна в концовке. Когда вскрывается причина маниакального желания главного героя вернуть свое авто, которая оставляет только недоумевать, уж не шутит ли это автор?

В оправдание всей картине, конечно, можно сослаться на ответ Рея, когда Эрик спросил, зачем тот рассказал на деле пустую историю, тот ответил: «Необязательно все должно быть о чем-то». В таком случае, безусловно, с Мишо не поспоришь, но все-таки обидно, когда потенциально любопытная задумка превращается в фильм, который оказываются откровенно ни о чем.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Один комментарий

  • Дмитрий Дмитрий :

    (спойлеры)
    Концовка, если подумать не просто обретает смысл, но и идеально вписывается к концепцию мира, созданного Мишо. Если только представить одинокую жизнь фермера, который десять лет после убийства своей жены живет с собакой – единственны оставшимся в этом мире преданным существом. И тут, когда его единственный друг умирает, и его тело крадут, главный герой очень закономерно хочет вернуть его и просто похоронить. По-человечески. Наверное, это единственное человечное желание героя за весь фильм. И в недавнем “Джоне Уике” главный герой мстит за пса, откровенно убивая десятки людей. Тут же, все жертвы, возникшие на пути героев, случайны, но наказания за убийства не будет.
    Что, конечно, не отменяет того, что фильм проседает в середине.

Оставьте комментарий



««« »»»