С 22 октября на канале НТВ начинается беспрецедентный показ в России 52-серийного детского образовательного сериала “Улица Сезам”. Совместное производство Детской Телевизионной Студии (ДТС) США и отечественного агентства “Видео-Арт”. За 26 лет “Улицу Сезам” посмотрели свыше 120 миллионов детей более чем в 130 странах мира. Это самая известная и популярная программа за всю историю мирового детского телевидения. На вопросы, связанные с началом показа сериала в России, отвечает генеральный директор агентства “Видео-Арт” Ирина Борисова.
– Почему агентство “Видео-Арт” решилось на производство сериала “Улица Сезам” в России?
– “Видео-Арт” входит в пятерку ведущих рекламных агентств страны. Опыт агентства в производстве телевизионной продукции исчисляется не одним годом. В свое время мы активнейшим образом участвовали в работе над “Кинопанорамой” с Мережко, производили “Загадки истории” с Радзинским. “Экстра НЛО”, “Мир будущего”. Сериал “Улица Сезам” – качественно новый этап в нашем развитии. На сегодняшний день вообще мало структур, которые могли бы себе позволить вкладывать деньги в детское ТВ. Его считают убыточным. “Зачем ты кидаешься в этот проект? – спрашивали меня коллеги. – С этими детскими программами ни славы не добудешь, ни денег”.
Однако мы решились. Во-первых, сам по себе проект очень интересный. Никогда никто в нашей стране ничего подобного не делал. Новый для нас формат, технология, размах. Во-вторых, мы видели, как мало показывает наше телевидение программ для детей, детских фильмов. И даже если что-то “детское” и демонстрируют, то обязательно с элементами агрессии, насилия, начисто отсутствуют мотивы, воспитывающие в детях чувство гордости за свой дом, страну, друга, родителей. Всему этому детей нужно учить. Вкладывать в них в самом раннем детстве. Потому что если “наше будущее” вырастет, не обремененное этими ценностями, последствия могут оказаться более чем удручающими.
– На какой возрастной уровень рассчитан сериал?
– На детей от 2 до 6 лет. Однако многие взрослые смотрят “Улицу Сезам” с огромным удовольствием. Находят в нем много смешного и интересного. Все мы когда-то были детьми и, наверное, сегодня пытаемся компенсировать ту острую нехватку телевизионной продукции, которую мы испытывали.
– Ваша дочь смотрела этот сериал? Какова ее реакция?
– Моей дочери уже 10. Она в общем-то вполне сформировавшаяся личность, изменить которую уже очень сложно. Но “Улица Сезам” ей нравится. Вообще при создании сериала любая его новая серия-сегмент проходила испытание на детской аудитории. Если детям не нравилось, сегмент из окончательного варианта изымался.
– Как подбирались актеры, куклы и творческая группа, работавшая над “Улицей Сезам”?
– Отбор детей-актеров был произведен при помощи исследовательской группы Института открытого общества, в которую входили специалисты в области образования из всех регионов России. Это самые обыкновенные российские дети, похожие на сверстников, с которыми дружит любой ребенок. Уникальные куклы были изготовлены компанией “Джим Хенсон Продакшн” (они же сделали кукол для “Мапет Шоу”). Две куклы Бусинка (Буся) и Кубик маленькие и смешные, а одна – Зелибоба огромная, более двух метров высотой. Актер, которому доверили управлять ею, прошел особое обучение, специально накачивал некоторые группы мышц. Зелибоба очень дорогая и высокотехнологичная кукла, и управлять ею немногим проще, чем пилотировать, к примеру, самолет. Все события сериала разворачиваются в обыкновенном привычном нам московском дворике. А что касается творческой группы, то могу сказать только одно: над сериалом работали около 400 человек, возглавляемых прекрасным кинорежиссером Владимиром Грамматиковым (“Шла собака по роялю”, “Усатый нянь” и т.д.).
– “Улица Сезам” – это образовательный сериал?
– Конечно, в его основе лежит мощный образовательный пласт. Программа утверждена Министерством образования. Но кроме возможности с легкостью, в игре научиться письму и счету, “Улица Сезам” преследует и другие задачи. Основная его цель – ввести ребенка в современное общество. Помочь получить первые навыки о том, как разбираться в этом мире. Как отстаивать свое мнение. Вот простой пример. В сериале есть сегмент о том, как дети и куклы играют во дворе. Кто-то хочет в прятки, кто-то в замиралки. Большой Зелибоба недоумевает, как ему прятаться, да и негде. В итоге дети и куклы находят компромисс: сначала играют в одну игру, потом в другую. Или другой пример. Приходят дети и куклы в магазин. У них есть немного денег. Кто-то хочет купить мелки, другая половина – сок. Но денег хватает только на что-то одно. Как договориться? В итоге проблема “что купить?” решается голосованием. Таким образом дети приучаются, что нужно ценить не только свое мнение и в случае необходимости подчиняться большинству, потому что именно эта система, плохо или хорошо, действует во всем цивилизованном мире. Кроме того, из нашего сериала можно узнать о многих интересных вещах. О природе, зверях и птицах, о том, как приготовить варенье и так далее.
– Вы считаете, что ответы на все эти вопросы ребенок не может получить в семье?
– Почему? Право каждой семьи по-своему воспитывать детей, но сериал “Улица Сезам” призван не заменить родителей в воспитании ребенка, а помочь им. Кроме того, нельзя забывать о детях, живущих в детдомах, которые растут лишенные родительского тепла, детях из неполных семей и инвалидах. Для них сериал, который учит, что каждому ребенку, каждому человеку найдется достойное место в нашем обществе, вообще бесценен. Сериал “Улица Сезам” настолько добрый и красивый, что мы надеемся, Минобразования вскоре порекомендует его в качестве учебного пособия для дошкольников.
– Многие сейчас обеспокоены негативными сторонами влияния американской массовой культуры на молодежь. Не станет ли “Улица Сезам” объектом подобных нападок?
– Конечно, сам проект “Улица Сезам” родился в замечательной Детской Телевизионной Студии из Нью-Йорка. К нашему стыду, американцы гораздо ответственнее относятся (и на государственном уровне в том числе) к своему подрастающему поколению, чем мы. Но американской массовой культуре в российской версии сериала попросту нет места. Вся творческая часть составлена отечественными писателями, поэтами, композиторами. Мы пользуемся только высокой американской технологией производства: куклами, декорациями, некоторыми приемами монтажа и съемки. В мировой культуре сериал заимствовал исключительно непреходящие ценности: о том, что нужно экономить воду, беречь природу, не обижать ребенка-инвалида из-за того, что он не похож на тебя, и так далее. Агентство “Видео-Арт”, представляющее российскую сторону проекта, взяло для производства самые лучшие технологии. Почему мы не можем использовать действительно уникальные достижения американских коллег, как их партнеры?
– Вы говорите о детском сериале как о грандиозном национальном проекте. С чем это связано?
– Миллионы детей во всем мире выросли на “Улице Сезам”. Благодаря сериалу стали человечнее, добрее, справедливее. Этот милый сериал на самом деле совсем не пустяк, а уникальный инструмент в формировании целого поколения. Агентство “Видео-Арт”, создавая “Улицу Сезам” в России, не только осуществляло долговременные вложения в производство принципиально новой для нашей страны видеопродукции, но и сознательно преследовало определенные благородные и созидательные цели. Кроме того, я по-настоящему горжусь своим агентством, во-первых, потому, что мы смогли потянуть этот грандиознейший проект, а во-вторых, я уверена, мы действительно сможем принести пользу и радость в каждый “российский дворик” и дом.
Леонид КРАСНОВ.