Лучшая Золушка мирового экрана

В это трудно поверить, но актрисе Янине ЖЕЙМО, Золушке советского кино, 29 мая исполнилось бы сто лет и три года. «Звонкая прелесть» (Л.Трауберг) ее искусства, ее неповторимо прекрасные, озаренные светом добра, чистоты и удивительной искренности образы девочек-девушек пленяют нас и сегодня.

Янина Жеймо родилась в большой цирковой семье, где главным был дед – Жозеф-Болеслав Жеймо. Весной 1912 года трехлетняя кроха дебютировала на арене. Произошло это в губернском городе Тобольске. Спустя год, малолетняя музыкантша уже исполняет сольный танец «Ойра-ойра!». Годом позже девочка «работает» с отцом «па-де-де» на скачущей лошади. Семья Жеймо колесит по всей Сибири и Уралу. Долгие годы работы в странствующем цирке обогатили молодую артистку обильными жизненными впечатлениями, а главное, выработали две основные черты ее характера, определившие всю ее дальнейшую судьбу в искусстве. С ранних лет она твердо усвоила, что основой искусства является упорный труд и что актер играет для зрителя.

После революции семья Жеймо влилась в систему советского цирка. В 1924 году Янина выступала в ленинградском цирке как полетчик и музыкальный эксцентрик. А потом случилось так, что артист клоун Жорж привел свою пятнадцатилетнюю партнершу в киномастерскую «ФЭКС» (студия эксцентрического актера). Экзамен принимали руководители мастерской – худой и элегантный Григорий Михайлович Козинцев и невысокий, плотный, с насмешливыми глазами Леонид Захарович Трауберг, впоследствии известные советские режиссеры. Оба они тогда были очень молоды: Траубергу едва исполнилось двадцать три, а Козинцеву вот-вот должно было «стукнуть» двадцать. Но так как самой Янине не исполнилось и шестнадцати, то ей они показались людьми взрослыми и умудренными опытом. Л.Трауберг так вспоминал об этом экзамене в одной из телепередач в конце 70-х годов прошлого века:

«Входит маленькая девочка лет эдак девяти-десяти и, спокойно улыбаясь, вместо ответа на наш несколько растерянный вопрос о фамилии, проходит к столу, садится на табурет, без тени робости глядя на нас, словно мы не грозные режиссеры, а сморчки.

– Девочка, сколько тебе лет? – строгим голосом спрашивает Козинцев. – У нас ведь с семнадцати.

– А мне пятнадцать, – спокойно отвечает девочка.

– Какой-нибудь опыт в театре у вас есть? – спрашиваю я.

– Есть, – невозмутимо отвечает девочка. – Двенадцать лет опыта.

Общее потрясение.

– Только не в театре, а в цирке и на эстраде, – не обращая внимания на наши выпученные глаза, сообщает отроковица. – С трех лет выступаю с дедушкой, мамой, дядей и двумя сестрами. Номер музыкальных эксцентриков, семейство Жеймо. Вот афиша.

– А как вас зовут, товарищ Жеймо? – для порядка осведомился кто-то.

– Яня. Янина Болеславовна.

– Спасибо, Янина Болеславовна, вы приняты. Можете идти».

Свою учебу в киномастерской «ФЭКС» Яня начала вместе с несколькими другими юношами и девушками, выросшими впоследствии в известных киноактеров: Сергеем Герасимовым, Олегом Жаковым, Еленой Кузьминой, Петром Соболевским, Андреем Костричкиным. С первых же дней руководителям и всем учащимся мастерской бросились в глаза удивительное трудолюбие, энергия и настойчивость юной Жеймо. Однажды, упражняясь в акробатических прыжках, Яня расшиблась настолько, что потеряла сознание. Придя в себя, она попросила разрешения остаться и в тот же день продолжила занятия.

Сыграв два эпизода девочек в фильмах «Мишка против Юденича» и «Чертово колесо» (1925), юная ученица вскоре получила небольшую роль подручной портнихи в киноповести «Шинель». Сыграла блестяще, показав большую выразительность рисунка и актерское своеобразие. Потом была комедия «Братишка» и фильм Г.Козинцева и Л.Трауберга «Новый Вавилон» из эпохи франко-прусской войны и Парижской коммуны 1871 года, где актрисе досталась роль маленькой дочери сапожника.

Янина Жеймо решительно отвергла слезливый сентиментализм, которым пропитано огромное большинство детских образов американского кинематографа. Фальшивое «гаменство» мальчишек (его культивировали фильмы с участием Джекки Кугана – «Мой мальчик», «Оливер Твист», «Папочка», «Фламандский мальчик») или чернильные кляксы на личиках и вымазанные вареньем платьица девочек – весь этот штамп нищих ребят, которые в финале попадают в объятия богатой тетушки или потерянной матери, пришелся не по нутру реалистическому дарованию Жеймо.

Первой большой ролью Янины явилась марийская девушка Анук в фильме «Песнь о счастье» Марка Донского и Владимира Легошина (1934). А до этого после мастерской «ФЭКС» актриса закончила Институт экранного искусства в Ленинграде. Она никогда не переставала учиться. Она много снималась («Подруги», «Враги», «Доктор Калюжный», «Шел солдат с фронта»…), ее уважали режиссеры и коллеги, а зрители просто обожали.

1 февраля 1939 года в числе других киноактеров Янина Жеймо была награждена орденом «Знак почета». После публикации Указа о награждении на студии «Союздетфильм» собрался многолюдный митинг. Выступала и Янина. Сохранилась стенограмма ее речи, вот отрывок из нее: «Нет, это все-таки удивительно, как в такой огромной стране, как наша, занятой важными и большими делами, нашли время, вспомнили, заметили маленькую (а я ведь знаю, что я маленькая) Янину Жеймо. И не только заметили, но и отметили!»

Война застала Жеймо в Ленинграде, который с первого дня стал фронтовым городом. Часть работников «Ленфильма» ушла в народное ополчение (среди них были и друзья Янины – молодые ассистенты режиссера Лео Арнштама по фильму «Подруги» Михаил Розенберг и Александр Нейштадт). Часть сотрудников студии эвакуировалась в Среднюю Азию. Янина Болеславовна осталась в Ленинграде: она не хотела оставить свою сестру Элю, которая болела на тот момент и не могла уехать. В осажденном городе она встретила 1942-й год, а когда через несколько месяцев актриса приехала в эвакуацию, родные едва узнали ее. Немало потребовалось усилий, заботы и внимания близких, чтобы она оправилась от болезни, пришла в себя и могла начать сниматься. Жеймо снялась в новеллах «Ванька» (двенадцатый выпуск «Боевого киносборника») и «Пчелка» (фильм «Белорусские новеллы»). Были и другие ленты – «Два бойца», «Мы с Урала», «Март – апрель». Актриса часто выступала в госпиталях, выезжала на фронт в составе артистических бригад.

Еще шла война, а известный писатель-сказочник Евгений Шварц писал киносценарий про Золушку – сказку, сюжет и героиня которой давно всемирно известны. Тридцативосьмилетняя Жеймо сыграет Золушку так, что в сознании нескольких поколений советских людей имя актрисы навсегда сольется с этим удивительным сказочным образом. Черно-белый фильм сейчас уже существует и в цветном варианте, и ему это, в отличие от многих других раскрашенных фильмов, очень «идет».

***

Несколько слов о личной жизни актрисы. Яня вышла замуж за своего сокурсника Андрея Костричкина. Родила ему дочь. Но брак оказался неудачным и очень непродолжительным. Потом она была женой режиссера Иосифа Хейфица, у них родился сын Юлий.

Последний раз Жеймо появилась на съемочной площадке в 1954 году, сыграв мать мальчика в ленте «Два друга». Но уйдя с экрана, она не уходит из кино. У нее хватает мужества (после стольких лет популярности у зрителей) стать актрисой-«невидимкой», «спрятаться» за кадром, за обликом чужих героев. Голос Жеймо прозвучал в десятках зарубежных фильмов, дублированных на русский язык. Среди них такие широко известные картины, как «Жюльетта», «У стен Малапаги», «Рим, 11 часов», «Папа, мама, служанка и я» и многие другие. Переехав в Москву, Янина Болеславовна работала в Театре-студии киноактера. Сыграла Егорушку в спектакле «Бедность не порок», заглавную роль в пьесе А.Афиногенова «Машенька», мечтала о Норе Г.Ибсена, Элизе Дулитл в «Пигмалионе», Клеопатре в «Цезаре и Клеопатре»… Но, увы, мечтам не суждено было сбыться: в 1958 году она с третьим мужем и сыном уезжает в Варшаву (дочь осталась в Москве). Польского языка Жеймо не знала, но, приехав на родину предков, быстро освоила его…

Актриса ушла из жизни 29 декабря 1987 года. Но фильмы с участием Янины Жеймо бережно хранятся в Госфильмофонде нашей страны.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Пенсионеры продолжат похождения
Натали Портман снимется в вестерне
Нанотехнологии – основная тема
Предложил написать сценарий
Три фильма, три континента
Фэйсбук-колонка
Написанные кровью
Круглая дата Григория Лепса
Каникулы старичков
Коротко
Колдун ищет свой путь
Канны: противоречивые итоги
Вровень с колокольнями
DVD-обзор
Новый пост Ивана Демидова
Переписка с читателями
Фелтон займется музыкой
Издает автобиографию
Фрэнк Тернер собирает группу
Больше нет денег
Врач торгует стихами


««« »»»