«Лицо»: «Гадкий утёнок» наоборот

Лицо

Про таких как Яцек (Матеуш Косьцюкевич) говорят «первый парень на деревне»: он молод, красив, полон энергии и сил, сходит с ума от Металлики, обожает своего пса Цыгана и встречается с самой красивой девчонкой в округе. У него длинные волосы, борода, одевается он исключительно в рокерский камуфляж из чёрных маек с изображением любимой группы, джинсовок и металлических цепей. За свой внешний вид и привычку ездить по городу (если это можно назвать городом) на машине, включив тяжёлый рок на полную мощь, ребята с улицы зовут его «сатанистом» каждый раз, как он проезжает мимо. У Яцека большая, крепкая семья и амбициозные планы на будущее – уехать в Лондон, перед этим обручившись со своей Дагмарой (Мальгожата Гороль), однако пока у него нет на это средств, и он вынужден работать на возведении самой высокой статуи Иисуса Христа в мире. Поляки – народ очень религиозный, особенно в сельской местности, где традиционный, консервативный уклад до сих пор преобладает над прогрессивным мышлением, поэтому польская церковь решается на такой амбициозный проект, целью которого является обойти по размерам ту самую статую Христа в Рио-де-Жанейро. 

 

Однако в один рабочий день Яцек случайно оступается, будучи на самом верху постройки, и проваливается в её полую глубь. Наш герой чудом остаётся в живых, но его лицо деформировалось до критического состояния, из-за чего врачи решаются на первую в европейской практике операцию по пересадке лица. С одной стороны, она заканчивается успешно – Яцек может дышать, видеть и жить обычной жизнью, но с другой, его лицо напоминает ранний макет профессора Франкенштейна, вылепленный из глины, а речь превратилась в герасимовское мычание из произведения Тургенева. И вот начинается новая жизнь для Яцека, к которой он не привык: люди в страхе косятся на него, некогда любимая Дагамара оказалась настоящей рифмой к своему имени, всячески избегая своего «будущего» жениха и отрываясь в клубах с другими парнями, а родная мать и вовсе не узнаёт в этом человека своего сына, видя в его глазах беса. Ребята с улицы теперь же зовут его «рожей». 

 

Но нет, Яцек не спешит отчаиваться, а если точнее ему этого не позволяет родная сестра (Агнешка Подсядлик), которая всеми усилиями пытается вернуть брату былую уверенность. Сразу после операции он стал местной звездой и настоящим национальным героем, любой журналист мечтал взять у него интервью, однако для Яцека перемены дались не так легко. Тем не менее благодаря сестре он понимает, что из этой ситуации можно получить пользу, в частности деньги, которые нужны для дорогих лекарств, необходимых для реабилитации. И вот Яцек, впервые надев приличный костюм, начинает позировать перед фотокамерами и сниматься в рекламе местной продукции. 

 

Картина Малгожаты Шумовска получила на Берлинском кинофестивале Гран-при жюри, вторую по значимости награду. Объяснить этот жест можно было бы тем, что «Лицу» удаётся пролить свет на актуальные проблемы польского общества через призму едкой сатиры. Однако у Шумовской по большему счёту комедийно сатирические комментарии либо не работают, либо не имеют ничего общего с происходящим, как например, открывающая сцена, в котором обезумевшая толпа в нижнем белье рвёт друг другу глотки за телевизор на распродаже. Режиссёр пытается высмеять религиозное помешательство сельского общества (а, может, точно такая же ситуация и в крупных городах) через граничащие с абсурдом сцены возведении гигантской статуи Иисуса и моменты исповеди героев в кельи священника. Дядя жалуется, что у него нет секса, потому что его жена всё время уделяет «морде», как он зовёт теперь своего племянника, Дагмара исповедуется о своём грешном поведении, а священник выпытывает у неё грязные подробности, где её трогал парень и что с ней делал. Вроде это и смешно, а скорее даже грустно. В другой сцене вообще этот же священник лёгким движением руки помещает собранные пожертвования на лечение Яцека в свой карман, отчего не понимаешь, это всё ещё сатира, или госпожа Шумовская на что-то очень открыто намекает. 

 

Совсем не до шуток становится, когда речь заходит о здравоохранении. Режиссёр показывает нам знакомую картину медицины, которая применяет инновационные технологии вроде первой в Европе трансплантации лица, но не спешит вводить инновации в процесс реабилитации и ухода за пациентами, мол, мы вам лазером, а вот вам подорожник, чтобы кровь не текла. И это, пожалуй, самый отчётливый комментарий постановщицы, который будет знаком зрителям из многих стран. Всё же, что касается религии и отношения к ней в массах, Шумовская сводит к фарсу: приехавший с ревизией монумента священник из верхов думает, что цыгане – это мусульмане, а мама Яцека, продолжая уверять всех, что в теле его сына закрался бес, инициирует ему обряд экзорцизма в домашних условиях. 

 

Чисто технически кино выглядит странно из-за неоправданных фокусов, простите за тавтологию, с расфокусировкой камеры. Причём Шумовская использует этот приём не для акцента зрительского внимания на переднем или заднем плане, герое или событие, кино отчего-то испытывает помутнение то сбоку, то по центру одного и того же кадра, того же плана. Словно смотришь на фотографии, где специально размыт нежелательный фон или случайно попавший в кадр человек. В остальном же не придерёшься, особенно хорошо показана сцена на дискотеке в начале, которая своим колоритом (диджей так вовсе вылитый Серёжа Жуков из «Руки Вверх!») и такой родной постсоветской атмосферой одновременно пробуждает воспоминания о любой похожей «народной» (будь то в школе или в местном клубе) вечеринки и ассоциации со стилистически более отточенной родственной сценой из начала прошлогоднего «Витьки Чеснока…». 

 

«Лицо» получилось местами забавной, местами угрюмой комбинацией из темы кризиса личности, едкого социального комментария о текущем положении дел в современной Польше и невозмутимого фарса. К сожалению, не совсем понятно, на чём именно Малгожата Шумовска пытается сделать акцент – на попытках рассмешить нас или заставить задуматься, отчего её притча о внутренней красоте и силе по итогам стала не больше, чем историей Гадкого утёнка, рассказанной задом наперёд. 

Лицо (Twarz)

Год: 2018

Жанр: драма, комедия

Лицо  Постер

Страна: Польша

Режиссер: Малгожата Шумовска

Сценарий: Михал Энглерт, Малгожата Шумовска

Продюсер: Яцек Дросио, Михал Энглерт, Малгожата Шумовска

Оператор: Михал Энглерт

Композитор: Адам Валицки

Художник: Марек Заверуха, Юля Яжа-Братанец, Катажина Левинска

Монтаж: Яцек Дросио

В ролях: Матеуш Косьцюкевич, Агнешка Подсядлик, Мальгожата Гороль, Роман Ганцарчик, Дариуш Чиджнаки, Роберт Таларчик, Анна Томашевская, Мартына Кшиштофик, Ивона Бельска, Tadeusz Bragiel

Мировая премьера: 23 февраля 2018

Премьера в РФ: 26 апреля 2018, «ПРОвзгляд»

Продолжительность: 91 мин. / 01:31


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»