2016, «Союз Мьюзик»
Поймал себя на неожиданной мысли, что новый альбом «Бахыт-компота» я послушаю с большей охотой, чем очередной сборник лучших песен. Ибо что я там не слышал, «Пьяную помятую пионервожатую»? Слышал, могу и сам при случае её спеть. Пусть стаж группы позволил изучить её вдоль и поперёк, но дело в том, что лидер «Бахыта» Вадим Степанцов – поэт, куртуазный маньерист, которому мало равных в таланте смешивать высокое и низкое. Замечательно, что этот талант в некоторых новых песнях идёт в явный разрез с его имперской политической позицией: поэты, они вообще тяжело приспосабливаются к строевому шагу.
Тут ещё важно оговорить, что от степанцовского «Бахыта» не следует ждать каких-то прорывов по части звука и вокала. Если принять как данность хриплый рёв и повторяющиеся интонации солиста, глуховатые аранжировки и любовь к постмодернистским заимствованиями из русского попса, вот тогда новые песни могут доставить удовольствие. Хотя бы потому, что Вадиму Степанцову удаётся интересно высказываться на заданные темы, несмотря на всю скудость имеющихся в его арсенале изобразительных средств. Впрочем, неполиткорректность и изрядное владение русским языком могут бить в цель куда точнее, чем изобретательные аранжировки и красивый голос.
Степанцов и «Бахыт-компот» не тянут резину, а сразу берут быка за рога. Первый трек «Асоциальное» искрит смелыми рифмами и разнузданными шансонно-романсовыми ритмами. «Я жеребятина педальная, я поросятина астральная, сперва я рушу всё сакральное, потом несу за облака» – и ещё масса затейливых рифм вроде «миндальное – суицидальные», всё, на что не хватало вашей фантазии. В «Чистых девчонках» Вадим приникает к излюбленной теме женщин и плотской любви: энергичное повествование в песне построено на вечном конфликте между чистыми девчонками и грязными приключениями. В треке «Незнакомые явленья» Степанцов упражняется в поэзии абсурда, впрочем, всё в конечном итоге сводится к взаимодействиям жабы и гадюки. На этом новые песни временно заканчиваются, и звучит давно известное «Небо Родины», а затем следует довольно неожиданный трек «Литература». В воспевании Вадимом своей области деятельности ничего особо неожиданного нет, но антураж он выбрал странноватый: квазивосточная мелодия в сочетании с речитативом. Что ж, это ответ тем, кто не ожидал внезапных прорывов или необъяснимых телодвижений.
Далее идёт дуэт с Раисой Саед-Шах «Змеиный дом» и «Красота», записанная в стиле группы «Балаган лимитед». В «Волноломе» не обошлось без фирменных скабрезностей. «Полупустую дискотеку» Вадим включал в альбом «Самые лучшие тёлки», а теперь решил повторить, ибо грех такому лоходэнсу пропадать. Кстати, эти пластинки оформлены в схожем стиле, их можно даже перепутать. Ещё на диске есть авторемейк «Дьявольская месса», эротоманские песни «Футболка типа лифчика» и «Тёлочки», а также «Панк/Я смотрю на курс евро», являющийся политинформацией от Степанцова и исповедью пожилого панка одновременно.
И – ударный финал «Король «Оранжевое лето». Вадим десятки лет рассказывал, что Евгений Хавтан сильно отредактировал для «Браво» оригинальный степанцовский текст песни. Теперь «Бахыт-компот» наконец показал, как оно всё задумывалось. Вряд ли в 80-е задумывалась кантри-аранжировка, но стихи с упоминанием кастета звучат довольно свежо.
Алексей МАЖАЕВ.