«Эверест»: Стремление вверх

Эверест

1996 год оказался знаковым для горного альпинизма. После многократных успешных покорений Эвереста, все больше людей хотели собственноручно бросить вызов великой горе и самому себе. Стали появляться специальные гиды и агентства, сопровождающие авантюристов, которые готовы при этом выложить крупную сумму. И вот именно к 1996 году желающих взобраться на Эверест оказалось настолько много, что ситуация скатывалась к абсурду – группы людей в буквальном смысле должны были вставать в очередь, чтобы подняться на гору, будто в каком-то супермаркете. Именно про данный год и события, произошедшие тогда в горах, рассказывает фильм Бальтасара Кормакура «Эверест» с охапкой известных лиц. 

Первой командой альпинистов-любителей заведует матерый скалолаз Роб (Джейсон Кларк). Дома его ждет беременная жена с лицом Киры Найтли. В состав его команды входят: отец двух детей, который лишь в горах чувствует себя счастливым – Бэк (Джош Бролин); «старый пёс»  и бывалый альпинист Даг (Джон Хоукс), который в прошлый раз не смог достичь вершины Эвереста из-за плохой погоды; журналист Джон Кракауэр (Майкл Келли из «Карточного домика»); друг и помощник Роба Гай Коттер (Сэм Уортингтон), и, наконец, японка Ясуко (Наоки Мори) – единственная женщина, покорившая шесть  вершин, а теперь целится на главную, седьмую. Второй группой руководит эксцентричный Скотт Фишер (Джейк Джилленхол), и в его команде есть очень опытный и в будущем самый полезный альпинист – наш русский Анатолий Букреев, который отказывается использовать кислородные баллоны, дабы «не дышать американским воздухом». На различных высотах горы расставлены специальные лагеря, всего их четыре, в которых можно будет сделать перерыв после каждого марш-броска на гору. Около двух месяцев туристы проходят интенсивные курсы подготовки, акклиматизируются и делают пробные попытки поднятия на гору на короткие дистанции. Ведь как только они доберутся до высоты полета Боинга 747, их тела буквально начнут умирать. Не говоря уже о диком холоде и фактическим отсутствием кислорода. 

Рассказывать дальнейшие события нет смысла, так как в основе фильма лежит реальная история. Однако это тот самый случай, очень редкий, когда лишнее напоминание действительности событий в конце фильма кажется ненужным. История сама по себе самодостаточна и заставляет зрителя поверить в события на экране. Это достигается благодаря постоянным сведениям о количестве метров над уровнем моря, правдоподобным реакциям человеческого организма на изменения температуры и высоты – всё это показано в фильме на удивление документально. Тем не менее, радует, что «реальная» основа фильма не подверглась серьезным искажениям, и, в частности, заслуги нашего отечественного альпиниста Анатолия не оказались приуменьшены. 

С технической точки зрения «Эверест» будоражит. Операторская работа недвусмысленно оправдывает само существование технологий IMAX (а идти на обычный формат – в данном случае будет настоящим преступлением), в фильме засняты такие панорамные кадры, что позавидует сам канал Discovery. Читайте:  мы никогда такое не сможем увидеть своими глазами, так что если и есть фильм, заслуживающий большого экрана и 3D-очков в этом году, так это без сомнений «Эверест». Кроме планов природы, также захватывающе сняты непосредственные передвижения альпинистов, что на таких высотах работа оператора как минимум восхищает. Но кроме виртуозного жонглирования камерой, здесь стоит отметить звук.   

Придя к выводу, что с технической стороны фильм прекрасен, стоит отметить, что и музыкальное сопровождение на уровне. Но, что касается актеров, то здесь, несмотря на огромное количество знаменитых имен, все они падают в тень великой и ужасной горы. Другими словами, фильм просто очень интересно рассказывает историю, не позволяя отвлекаться на так называемых «звёзд». Однако, кажется, что это задумка самого Кормакура. Режиссер взял на роли второго плана Киру Найтли и невероятную Робин Райт из «Карточного домика», исполняющих любящих и волнующихся жен, которые находятся дома, плачут и являются дополнительным источником драмы в фильме. Уортингтон отодвинут чуть ли не на третий план, появившись в начале и в конце. Джош Бролин пытается своим персонажем доказать свою значимость и достойность перед заветной вершиной, ведомый жизненным кредо – «я делаю это, потому что могу». Джилленхол разбавляет обстановку своим позитивным настроем и персонажем с проблемами пищеварения, но также находясь далеко в тени богоподобного исполина. Да и Джейсон Кларк, играющий центрального персонажа, является лишь очередным глупцом, поверившим в свою способность конкурировать с могучим Эверестом. Это кино с природой в главной роли, и с актерами на подхвате.

Фильм, по сути, строится на одной философской теме – противостояние человека и природы. Даже скорее, бессилие человека перед бескрайней мощью природы, которую олицетворяет Эверест. Ведь не просто так непальские и тибетские монахи поклонялись ему, словно божеству. Они до сих пор приносят дары и призывают к милости, трактуя все природные катаклизмы прихотью Эвереста, или как они его называют – Джомолунгмы. Отождествление Бога с непреодолимой горой вполне разумно, впрочем, как и попытки людей укротить необъятного гиганта. Еще с древних времен человек мечтал подняться к богам, уподобиться им или даже бросить вызов. Это у нас в крови. И здесь проблема не только самореализации, личностной гордыни и человеческой конкурентоспособности среди высших сил, а скорее вечное ницшеанское стремление вверх, туда – в вечность. Где такие первостепенные понятия как «жизнь» и «смерть» попросту теряют всякий смысл. 

Эверест / Everest (2015)

«Эверест» Постер

Жанр: триллер, приключения, биография

Страна: США, Великобритания, Исландия

Режиссер: Бальтасар Кормакур

Сценарий: Уильям Николсон, Саймон Бофой

Продюсер: Ники Кентиш Барнс, Тим Беван, Эрик Феллнер

Оператор: Сальваторе Тотино

Композитор: Дарио Марианелли

В ролях: Джейсон Кларк, Джош Бролин, Джейк Джилленхол, Сэм Уортингтон, Кира Найтли, Эмили Уотсон, Робин Райт

Бюджет: $55 000 000

Мировая премьера: 2 сентября 2015

Премьера в РФ: 24 сентября 2015, «UPI» 3D

Продолжительность: 121 мин. / 02:01



Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»