«Светская жизнь»: Кафе «Романтика»

Светская жизнь

«Постоянство – залог успеха», – говорит нам Вуди Аллен, выдавая по фильму в год. Самое удивительное, что за все года, что он привержен своему кредо, Аллен ни на шаг не приблизился к банальности и коммерции. Возможно, типажи персонажей и микро-сюжеты кочуют из фильма в фильм, но это ни в коем случае не самоповторы, а визитная карточка режиссера. Новый фильм мэтра окунает зрителей в полные романтических интриг 30-е года Голливуда, куда приезжает юноша – главный герой из Нью-Йорка в надежде найти своё жизненное предназначение.

Джесси Айзенберг играет именно того самого юношу по имени Бобби. Бобби – это типичный алленовский персонаж, застенчивый интеллектуал из еврейской семьи. Конечно, глядя на Айзенберга, видишь самого Аллена с его манерой высоко носить брюки с заправленной рубашкой. Бобби уже вырос и вынужден покинуть свою семью, чтобы хоть как-то начать зарабатывать на жизнь. Семья, к слову, не маленькая. Пока глава семейства круглыми днями занят самым ответственным делом на земле – философствует, сидя на диване или за кухонным столом – остальные члены семейства вынуждены усердно зарабатывать на жизнь. Большего успеха в этом добился старший из братьев – Бен (Кори Столл). Бен – почти типичный представитель улицы. Почему почти? Потому что все евреи обычно с успехом заканчивают школы и институты и становятся юристами или врачами, но Бена выгнали из школы за плохое поведение. Тогда он решил пойти обходным путём к вершине и подмял под себя весь криминальный Нью-Йорк. Бобби, отказавшись от работы в только что открывшемся кафе Бена, принимает решение тоже добиться всего сам. Однако начать он решает не здесь, а в Лос-Анджелесе, где уже очень давно обосновался его дядюшка Фил (Стив Карелл), на помощь которого он надеется. Но у Голливуда другие планы на Бобби…

Одним из украшений фильма стала Кристен Стюарт, сыгравшая девушку по имени Вонни, секретаршу Фила и любовный интерес Бобби. В неё влюбляешься с самого её первого появления на экране, когда она возникает на пороге кабинета дяди Фила в своей миниатюрной юбочке и аккуратно забранными назад волосами. После этого, подобно герою Айзенберга, остаётся считать кадры-диалоги-сцены до следующего появления Вонни в истории, за кадром рассказанной самим Вуди Алленом. И вот она магия режиссера, он не просто строит любовный треугольник на любовном треугольнике, заставляя персонажей своих фильмов глубоко задуматься кого же они любят на самом деле или кого любят сильнее, он такой трюк, по крайней мере в «Светской жизни», провернул и со зрителем. В номинальный противовес Стюарт Аллен вводит еще одну красавицу Блейк Лайвли, сыгравшую Веронику, чье имя также сокращается до «Вонни» («Жизнь – это комедия, написанная писателем-садистом»).

Но как бы Лайвли свою порцию симпатии не заслуживала, Кристен затмить тут невозможно. Вообще, крайне любопытная актёрская карьера сложилась у актрисы. Даже в каком-то смысле это здорово, что она стала известной благодаря однотипной и не впечатляющей игре в «Сумерках», ведь мало кто вообще за историю кинематографа так прославился за плохую игру. Но в отличие от малоизвестных актеров, которые неожиданно выдавали сильнейший перфоманс, зачастую таким образом достигая своего карьерного пика, Стюарт начала со дна с замечательными перспективами для карьерного роста. Ей лишь оставалось избавиться от сумеречного клейма, что она и сделала, снявшись в «Лагере «X-Ray» и «Всё еще Элис», а с прошлогодней картиной «Зильс-Мария» Стюарт вплотную приблизилась к первой номинации на Оскар, получив за свою роль огромное количество различных наград. В этом году она уже нахваталась восторженных отзывов в свой адрес за роли в «Персональном покупателе» в Каннах, «Некоторых женщин» на Санденсе, а к концу года публике предстанет на суд её игра в новом фильме современного классика Энга Ли. Но если во всех перечисленных, уже вышедших фильмах Кристен открылась как очень талантливая и способная актриса, лишь Вуди Аллен сумел показать её так, что просто невозможно покинуть зал кинотеатра не влюбившись по уши в нее.

К фильмам Вуди Аллена относишься как к чисто субъективному виду искусства. Некоторые его работы нравятся больше, некоторые меньше, но абсолютно всегда выбор зависит от личных предпочтений. Поэтому Аллен уже давно сломал типичное восприятие критики в адрес его фильмов. Лично мне «Светская жизнь» понравилась больше и прошлогоднего «Иррационального человека», и «Магии лунного света», и даже «Жасмин», но это абсолютно не делает Café Society лучшим среди них. Многим понравятся одновременно ласковые и жестокие голливудские 30-е, джаз, который протекает не только по вечерним барам, но и по венам обывателей, пышность светской жизни, слегка напоминая «Великого Гэтсби» или кристально чистые, завораживающие крупные планы – небольшое нововведение, пришедшее в фильм Аллена вместе с новым оператором, Витторио Стораро. Но кому-то не придётся по душе сбивчивый ритм повествования или постоянная ассоциация с недавним тёплым приветом также старому Голливуду от братьев Коэн. Но в «Да здравствует Цезарь!» всё было хоть и иронично, но по большему счету рассказано с восхищением той эпохой. Вуди Аллен же не разделяет позицию братьев, делая акценты на корысти, силе известности, нарушениях закона и необдуманных поступках. И ощущения после просмотра совсем разные: от «Цезаря» это улыбка с насмешкой, а от «Светской жизни» это улыбка с горечью.

«Светская жизнь» – лёгкая комедия с максимальным погружением в её эпоху и персонажей, напоминающая небольшую интрижку интеллектуала из так сильно воспеваемым Вуди Алленом Нью-Йорка в знойном и глянцевом Лос-Анджелесе – через полгода уже и не вспомнишь, что конкретно там было, но сердечко так и учащается при случайных воспоминаниях о джазовых вечерах в подвальных пабах или чарующем взгляде Кристен Стюарт.

Светская жизнь / Café Society (2016)

Светская жизнь Постер

Жанр: драма, мелодрама, комедия

Страна: США

Режиссер: Вуди Аллен

Сценарий: Вуди Аллен

Продюсер: Летти Аронсон, Стивен Тененбаум, Эдвард Уолсон

Оператор: Витторио Стораро

В ролях: Дженни Берлин, Стив Карелл, Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Блейк Лайвли

Бюджет: $30 000 000

Мировая премьера: 11 мая 2016

Премьера в РФ: 21 июля 2016, «Вольга»

Продолжительность: 96 мин. / 01:36


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»