«Да здравствует Цезарь!»: Дивный портрет Голливуда 50-х

Да здравствует Цезарь

Встретились как-то православный патриарх, католический священник, протестантский проповедник и  еврей за одним столом, обсудить каков самый правильный образ Иисуса Христа должен быть в кинематографе. Смахивает на какой-то бородатый анекдот, высмеивающий стереотипы, не так ли? Но нет, это одна из уморительных  деталей нового фильма братьев Коэн, лакированной комедии на грани абсурда, «Да здравствует Цезарь!». Самые известные братья-режиссеры решили показать нам Голливуд самого женственного и элегантного десятилетия, эпохи, в котором кино купалось в шике и лоске – 1950-е. И, наверное, более ласкового и теплого привета кинематографу той поры нельзя было и придумать. 

А начинается всё с кино. Точнее с пробного показа будущего хита голливудской студии «Кэпитал» «Да здравствует Цезарь» главе производства Эдди Мэнниксу (Джош Бролин). Главной звездой фильма является харизматичный актер Бэрд Уитлок (Джордж Клуни), которого абсолютно неожиданно для всех похищают прямо из собственного трейлера. Но эта не единственная незадача Мэнникса, другой фильм его студии, который ставит именитый режиссер Лоуренс Лорэнс (Рэйф Файнс) испытывает проблемы с исполнителем главной роли Хоби Дойлом (Олден Эренрайк), прославившимся на простеньких вестернах, а теперь вынужденный учить фразы, содержащие более двух слов. Не говоря уже об актрисе водного кино ДиАнны Моран (Скарлетт Йоханссон), которая неожиданно забеременела вне брака (а рождение такого ребенка сильно бы ударило по её имиджу). И теперь герою Бролина приходится разобраться во всём этом хаосе, при этом, не позволив двум Тильдам Суинтон (она играет репортеров-близняшек, которые терпеть друг друга не могут) пронюхать ни о похищении Уитлока, ни о беременности Моран. 

Сюжет чисто коэновский: извилистый нарратив, изящно обрамленный в элегантность Голливуда 50-х, сливочным маслом смазывает даже самого черствого зрителя, позволяя с удовольствием наблюдать за каждым пограничным с абсурдом моментом фильма и любоваться каждым причудливым образом, в которые Коэны поместили именитых актеров первой величины. Бролин здесь играет некое подобие символа вменяемости и рассудительности не только среди всех окружающих его действующих лиц, но и событий в целом (помните героя Зака Галифианакиса в «Бёрдмэне»?). «Цезарь», по сути, является третьим фильм «идиотской трилогии» Коэнов с Джорджем Клуни («О, где же ты, брат?» (2000) и «Невыносимая жестокость» (2003)). По признанию актера, его персонажи становятся тупее с каждым фильмом, и от этого смотреть на них становится всё забавнее (это уже не его мнение). В «Цезаре» мимика Клуни выходит на первый план, потеснив самого Клуни. Местами он даже напоминает нашего горе-актера Александра Невского, пытающегося изобразить эмоции  и при этом не порвать собственное лицо. Только в случае с Клуни, это всего лишь одноразовый экранный образ, а вот Невскому с этим жить всю жизнь. Татум, недавно засветившийся у Тарантино, играет схожую роль у Коэнов. Его вездесущий экранный (ли?) партнер Джона Хилл оказался раскрыт уже в самом первом трейлере (а хотелось больше этого пухлика на экране). По старой доброй традиции, Джоэл не смог не отдать маленькую роль своей любимой жене Фрэнсис МакДорманд. Ну а Рэйф Файнс, как и подобает театральному актеру, как всегда великолепен и отнюдь не прозаичен. 

Конечно, из-за навала столь огромного количество знаменитостей, да и персонажей в целом, ни о какой глубине героев и говорить не приходится. Но всё же «Да здравствует Цезарь!» один из таких фильмов, которые не хочется ругать, ну вот совсем не хочется. От него так и веет шармом Голливуда, который время и капитализм не пощадил. У Коэнов тут всё как в сказке: бравые матросы танцуют чечетку и поют, красавица в костюме русалки вытворяет умопомрачительные пируэты под водой, набриолиненные джентльмены завоёвывают сердца девушек на балу. Вся эта атмосфера пропитывает чисто ироничный сюжет, начиная от исповеди Мэнникса за курение трех сигарет до кружка-коммунистов, мечтающих попасть в Советский Союз, так как там, по их мнению, настоящая свобода. Ничего более изящного и легкого в фильмографии Коэнов попросту не найти.  

Еще одна деталь фильма бросается в глаза и расширяет зрачки своей красотой. Операторская работа Роджера Дикинса, штатной пары глаз Коэнов, в которую много кто влюбился после «Убийцы», снова поражает широкими планами и невероятной постановкой кадра. Залив, побережье, огромные павильоны – все смотрится великолепно, особенно учитывая, что фильм снят на плёнку (ну а на что еще снимать фильм о Голливуде пятидесятых?). Для тех, кто, так же как и я, остался в диком восторге от того, как Дикинс запечатлел чарующее ночное небо, ярко отдающее насыщенным синим цветом в «Убийце», с легкостью узнает эту же фишку оператора и в «Цезаре». Музыка Картера Бёруэлла четко работает на атмосферу, так же помогая быстро и безболезненно проглотить сию сладкую визуальную конфетку, с приятным сиропным послевкусием после просмотра. 

У Коэнов получилось кино ни на что кроме как теплой ностальгии и глубокого уважения к кинематографу пятидесятых не претендующее. Фильм сделан с непередаваемой чистой и искренней любовью, рассказывающий слегка криминальную историю с иронией и намеренной карикатурностью деятелей искусства того времени. Дивный портрет Голливуда, в котором актеры не промокали под дождем, чтобы не испортить прическу, а незамужние актрисы готовы были усыновить собственного ребенка, чтобы не подпортить репутацию. И еще там есть коммунистический пёс по имени Энгельс! 

Да здравствует Цезарь! / Hail, Caesar! (2016)

Да здравствует Цезарь Постер

Жанр: комедия, детектив

Страна: Великобритания, США, Япония

Режиссер: Итан Коэн, Джоэл Коэн

Оператор: Роджер Дикинс

Композитор: Картер Бёруэлл

В ролях: Джордж Клуни, Джош Бролин, Скарлетт Йоханссон

Бюджет: $22 000 000

Премьера в РФ: 3 марта 2016


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»