Олег Чубыкин – «Музыка к фильму «Саранча» ****

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

2016, Perpetuum

Фильм «Саранча» был снят в 2013 году, до экранов добрался только в 2015-м, внушительного успеха не имел, что не помешало Первому каналу рекламировать показ перемонтированной к весне 2016-го в мини-сериал ленты как беспрецедентное событие. Эротические сцены с участием Паулины Андреевой и Петра Фёдорова занимали львиную часть трейлеров и действительно обещали жаркое впечатляющее зрелище. Суконное описание сюжета в пресс-релизах («у них не было ничего общего: Артем — простой парень из провинции, работяга и поэт, Лера — столичная штучка, чью жизнь распланировали родители»), в принципе, могло и отпугнуть, но рекламные ролики были намонтированы так интригующе, что сериал пришлось смотреть. Ну, по крайней мере попытаться.

Действительность жёстко разочаровала. Банальный сюжет оказался таковым не только в изложении пиарщиков, но и на экране. Сопереживать никому из героев не получалось, ну вот разве что отцу Артёма, хотя и он сам виноват в своих проблемах. Драматизм картины держался если не на уровне мыльной оперы «Лестница в небеса», то где-то близко. Эротических сцен оказалось, пожалуй, меньше, чем в трейлерах, и в полной версии они выглядели далеко не такими жаркими. Словом, у меня пульт не поднялся досмотреть последние две серии, и проект можно было бы назвать провалом, если бы не единственное светлое пятно. Музыка. Маломотивированные старательные страдания Леры и Артёма происходят в картине под совершенно другого уровня саундтрек. Когда во время просмотра сериала задаёшься вопросом, а чья здесь музыка, это говорит как о качестве кино, так и о качестве звуковой дорожки. Признаться, я предположил, что авторы нашли бюджет на покупку музыки у каких-то британских инди-гениев. Ну а что? Для других сериалов-то покупают модные западные песни, а «Саранча» чем хуже? Ничем, просто её продюсеры знают, что нет смысла звать иностранцев, когда есть Чубыкин.

Узнав фамилию композитора, я испытал двойственные чувства. Дело в том, что десятилетие назад Олег Чубыкин был отважным покорителем Москвы, который нервно реагировал на иронические подзуживания рецензента. Чувство юмора быстро отказало обоим – слово за слово, и мы эпично и публично разругались в ЖЖ. В финале изнурительной виртуальной битвы Олег попросил меня никогда про него ничего не писать, и я ему это пообещал. Кстати, в рецензии, на которую он обиделся, я мимоходом сравнил Чубыкина с Юрием Лозой. Представляете, какой сюжет? Лоза вызывал наши живейшие эмоции, когда это ещё не было модно. И, судя по всему, Олег в дальнейшем старался делать музыку так, чтоб никаким Лозой там и близко не пахло. У него получается.

В 2016 году мы внезапно помирились; это стоило сделать хотя бы для того, чтобы отрецензировать саундтрек «Саранчи». Как было сказано выше, звуковая дорожка оказалась едва ли не единственным украшением фильма (не считая Паулины Андреевой). Помимо уместной (важное качество для саундтрека) инструментальной музыки, Олег Чубыкин сочинил для фильма несколько красивых англоязычных песен, почти каждую из которых несложно представить в британских инди-чартах. В начале нулевых я точно предположил, что со своей музыкой Чубыкин не сможет пробиться в наш поп-мейнстрим. Не те у публики вкусы и традиции. Но приятно, что Олегу не пришлось работать аранжировщиком у какой-нибудь Любы Успенской, и он нашёл в кинематографе нишу, где его способности и пристрастия востребованы. «Саранчу» вам вряд ли захочется пересмотреть, а к этому альбому можно возвращаться много раз.

Алексей МАЖАЕВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»