«Гений»: Роман с книгой

Гений

На Западе все как один нещадно критикуют фильм «Гений» по многим аспектам и чуть ли не обвиняют его во всех смертных грехах, несмотря на присутствие Колина Фёрта и Джуда Лоу. В принципе, критиков можно понять, тема для американцев довольно щепетильная – редактор Макс Перкинс, писатель Томас Вулф и их совместное творчество тридцатых годов прошлого века. Но при более пристальном взгляде можно увидеть, что «Гений» вовсе не так плох, как кажется. Просто мнение зависит от позиции, откуда смотришь.

«Гения» упрекают в нереалистичности происходящего и переизбытке стиля. Но это не тот случай, когда форма преобладает над содержанием – помимо прекрасно выдержанной атмосферы Америки начала двадцатого столетия, фильм рассказывает увлекательную историю и не стоит на месте подолгу. Каждая сцена – это отправной билет в будущее и порция развития действия, каждый персонаж – двойник главных героев и одновременно их антипод, раскрывающий редактора и писателя с разных сторон. А отсутствие реализма в угоду пафосу и драматичности фильму про такую эксцентричную личность, как Томас Вулф, даже играет на руку.

«Гения» ругают за переигрывание и излишнюю эмоциональность Джуда Лоу. Но разве можно назвать переигрыванием, когда актёр по-настоящему вживается в образ и передает на экране характерные черты своего героя? Томас Вулф в его исполнении получился крайне энергичным и живым, если сравнивать с мнениями современников – прямо как и в жизни, за исключением некоторых упущений. Колин Фёрт и Николь Кидман составляют достойный аккомпанемент актёрской игре Лоу, успешно переносясь в экранном времени на сто лет назад. Однако всё же – парадоксально, но спокойный и рассудительный персонаж Фёрта вызывает гораздо больше симпатий, чем переполненный чувством Вулф.

Наконец, «Гения» порицают за отсутствие возможности сопереживать героям экранного мира и почувствовать себя его частью. Но разве нет химии между Фёртом и Лоу? Они действительно чувствуются настоящими друзьями (а по некоторым намёкам – даже несколько больше), и за развитием их отношений по-настоящему интересно наблюдать. Да, они поданы шаблонно. Да, сюжет вполне можно предсказать, исходя из других байопиков. Но ведь это же работает! Несмотря на то, что мы уже ранее видели все использованные режиссёром приёмы, финальный эпизод всё равно пробивает на слезу. А парочка аллегорий и символов, проходящих через весь фильм, заставит призадуматься – даже после титров сомневаешься, кто же настоящий гений.

Скорее всего, проблема с признанием – в национальной идентичности, слишком уж «Гений»… американский. Сними режиссер фильм о часто упоминаемом в «Гении» Льве Толстом – от интерпретации жизни и творчества любимого и родного писателя для нашей публики эффект, вероятно, был бы тот же. А так, как людям, по большей части далеким от истоков классической прозы английского языка, российским зрителям добрый и душевный «Гений» должен прийтись по душе. Заодно и интерес проснётся к незаслуженно не столь популярному у нас Томасу Вулфу.

Гений / Genius (2016)

«Гений» Постер

Жанр: драма, биография

Страна: Великобритания

Режиссер: Майкл Грандадж

Сценарий: Джон Логан, А. Скотт Берг

Продюсер: Джеймс Биерман, Майкл Грандадж, Джон Логан

Оператор: Бен Дэвис

Композитор: Адам Корк

Художник: Марк Дигби, Алекс Бейли, Гарет Казинс

Монтаж: Крис Дикенс

В ролях: Николь Кидман, Ванесса Кирби, Джуд Лоу, Гай Пирс, Лора Линни, Колин Фёрт

Мировая премьера: 16 февраля 2016

Премьера в РФ: 7 июля 2016, «Централ Партнершип»

Продолжительность: 104 мин. / 01:44


Даниил Голубев

Не пароход, но человек. Учится на факультете журналистики РГГУ, любит кинематограф и хочет привить эту любовь зрителю. Считает, что любой фильм — нечто большее, чем «нравится» и «не нравится».

Оставьте комментарий



«««
»»»