Па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу па-па-поу.
Хоть подобное вступление в целом предельно сжато и точно описывает весь фильм и впечатления о нём, всё же придётся немножко вдаться в специфику. «Человек – швейцарский нож» – странное кино, очень странное, для многих оно окажется самым странным в их жизни. Этот проект почти целиком и полностью держится на людях с именем Дэниэл. Два режиссера – Шайнерт и Кван (предпочитающий сокращенное «Дэн») – много лет снимали различные рекламные ролики и серии к второсортным сериалом, но ребятам это надоело, и они решили придумать что-то, чего еще никогда не было показано в кино. А именно дружбу трупа с попавшим в кораблекрушение отчаявшимся человеком. Благо есть такой фестиваль, как Санденс, где любой оригинальной и на первый взгляд весьма неоднозначной идее могут дать зеленый свет. Но Дэниэлы умудрились еще выиграть приз за режиссуру, что вполне заслуженно. Третий Дэниэл – это один из двух главных действующих лиц, Рэдклифф. Он играет того самого трупа по имени Мэнни, у которого серьёзная проблема (помимо того, что он мёртв) – неконтролируемое испускание газов, в медицине называющееся метеоризмом, а в фильме простонародно пердежом. Его партнером по фильму стал пухлячок Пол Дано, исполнивший Хэнка, местного Робинзона Крузо. Также среди других персонажей стоит отметить милашку Мэри Элизабет Уинстэд, сыгравшую Сару – неожиданный любовный интерес обоих главных героев.
Может быть, не удивлю, но данное кино сугубо мужское, безумно инфантильное, но мужское. Рассуждения и диалоги двух героев покрывают широкий спектр тем разной возвышенности, от любви до мастурбации, от смерти до предсмертного испражнения. Даже если смотреть под определенным углом, во всём этом есть своя искаженно-извращенная романтика. У режиссеров непонятно как получилось закончить каждую сортирную, пошлую тему для разговора глубоким многосмыленным подтекстом. Нет, это ни в коем случае не придаёт фильму и грамма смысла и логики, а добавляет еще больше неадекватности всему происходящему. Даже остроумные отсылки к «Парку Юрского периода», «Инопланетянину», Супермену и к кинематографу в целом не позволяют зрителю вернуться на Землю при просмотре. Единственное, что немного отрезвляет – это хлесткая пощечина вышеупомянутого инфантилизма, возведенного в абсолют юношеского максимализма. Конечно, трудно не согласиться с глубоким философским умозаключением пукающего трупа, что до интернета любая девушка была особенной, но вот центральная тема фильма, так упорно воспеваемая Дэниэлам-режиссерами, что «никто не заслуживает ехать в автобусе один» вызывает скорее циничную улыбку, чем искреннюю симпатию.
Не знаю, что вызывает больше восхищения – весь этот безумный функционал трупа или удивительные приключения двух неожиданных приятелей. Хэнк не зря прозвал Мэнни «универсальным инструментом», ведь с его помощью можно и напиться родниковой воды, и костер разжечь, и найти путь в лесу, даже отстрелить голову белки на расстоянии. Единственный его недостаток – он не помнит ничего из своего прошлого. Поэтому Хэнк всячески пытается воскресить хоть какие-нибудь воспоминания, и ради этого готов даже воссоздать макет автобуса из подручного мусора и нарядиться в девушку. Дано и Рэдклифф хорошо вместе сыгрались, образуя нетривиальный кино-тандем. Еще поучаствовали в записи саундтрека (безумного под стать фильму), подпевая Манчестерскому оркестру. Порой и самому хочется, благо в большинстве случаев ноты предельно просты, как например, в этой мелодии: поп-поп-корн поп-поп-корн поп-поп-корн поп-поп-корн поп-поп-корн поп-поп-корн поп-поп-корн поп-поп-корн поп-поп-корн поп-поп-корн.
Концовка осталась недокрученной, потому что был потенциал на более глубокий смысл, но Дэнилы достаточно нафилосовствовались на темы мастурбации, испражнения и испускания газов, поэтому их решение выкрутить градус неадекватности на финальный уровень таким образом, как они сделали, оказалось победным. Кино, в котором газы преобладают над здравым смыслом, привлекательная картинка над адекватностью, а удивительная дружба между человеком и трупом над вменяемым сюжетом, кажется, имеет 1 шанс на успех из 1000. К счастью, Swiss Army Man – именно тот самый единичный случай из тысячи, в котором оригинальная задумка и чудаковатый (в самом прекрасном смысле этого слова) подход идеально дополняют друг друга.
Человек – швейцарский нож / Swiss Army Man (2016)
Жанр: фэнтези, драма, мелодрама, комедия, приключения
Страна: США
Режиссер: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Сценарий: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Продюсер: Миранда Бэйли, Лоуренс Ингли, Лорен Манн
Оператор: Ларкин Сайпл
Композитор: Энди Халл, Роберт Макдауэлл
Художник: Джейсон Кисвардей, Дэвид Дуарте, Стефани Льюис
Монтаж: Мэттью Хэннем
В ролях: Мэри Элизабет Уинстэд, Дэниэл Рэдклифф, Пол Дано, Тимоти Йолих
Мировая премьера: 22 января 2016
Премьера в РФ: 30 июня 2016, «Вольга»
Продолжительность: 95 мин. / 01:35