«Варкрафт»: Орки, встаньте в круг

Варкрафт

Безусловно, в разговоре о фильме «Варкрафт» рано или поздно всплывает тема о неприятной участи экранизации видеоигр. Спроси геймера или киномана, и ни тот, ни другой не назовёт сходу и пяти достойных интерпретаций на большой экран. Этот факт особенно горький при осознании, что куча великолепных и захватывающих сюжетов из видеоигр не может получить широкого распространения за пределы одной конкретной сферы развлечений. Обычно причинами провалов являются мискастинг, противоположное оригиналу видение режиссёра и разочарование фанатами конечным продуктом. У «Варкрафта» были потрясающие исходные данные: у игры фан-база близится к миллиарду человек (а если вы глянете не статистику, сколько люди в среднем проводят времени в игре, то ужаснётесь), режиссером взяли талантливого британца Дункана Джонса, снявшего до этого два великолепных фантастических фильма, а на исполнение персонажей фэнтези  отобрали хоть и не звёзд ААА-класса, но достаточно известных и, что главное, очень талантливых актеров. 

Фабула сюжета вполне типична для фэнтезийных фильмов – один мир рушится и его жители (орки) вынуждены искать новый (в данном случае, им оказывается мир людей, гномов, волшебников и всех остальных). Единственное непонятно, зачем этот мир обязательно завоевывать, ведь как нам показывают на протяжении всего фильма, новый мир огромен, и там бы уместились не только орки, но и все представители рас из «Властелина колец». Но, наверное, завоевание в крови у орков, а тёмная энергия (Скверна) лишь послужила неким катализатором захватнического духа. Их предводителем стал коварный и могущественный Гул’дан (Дэниэл Ву), стремящийся к абсолютной власти, но негласным лидером орков является всё же местный любимчик Дуротан (Тоби Кеббелл), отважный воин,  примерный муж и отец. Еще одним важным персонажем этой армии является полукровка Гарона (Пола Пэттон), которой суждено сыграть ключевую роль во взаимоотношениях между орками и людьми. Последними руководит отважный король Ллейн Ринн (Доминик Купер), но и здесь на первый план выходит бравый и харизматичный лидер армии Андуин Лотар (Трэвис Фиммел). Немаловажную роль в сюжете сыграли волшебники: опытный и уважаемый Медив (Бен Фостер) и юный Кадгар (Бен Шнетцер).

Всё же визитной карточкой «Варкрафта», как стало ясно еще из первых видео-материалов, будет техническая часть, а не сюжетная. И действительно, анимация и спецэффекты порой так и заставляют крикнуть «вау!», но, к сожалению, местами вызывают недоумение, а иногда и смех. Главным достоинством являются умопомрачительные крупные планы долин, королевств, ущелий и так далее. В таком охвате просто невозможно увидеть огрехи в компьютерной графике. Но в моментах близкого действия на экране, то и дело замечаешь, как то волк растворится в кусте, то рука орка «утонет» в шее человека. Графику хоть так и хочется назвать «мыльной», но она оставляет куда больше положительных эмоций, чем недавние многомиллионные «Боги Египта». Но уж точно никак «Варкрафт» нельзя назвать прорывом в анимации и спецэффектах, ведь совсем недавно можно было лицезреть буквально лучшую работу с компьютерной обработкой на данный момент в кино от Джона Фавро. Несмотря на то, что его «Книга джунглей» часто и воспринималась как мультфильм, это было естественно для данной истории. В случае с «Варкрафтом» многочисленные сцены с компьютерными персонажами (даже если их играли актёры с датчиками на теле) и компьютерным фоном (начиная горами вдали и заканчивая травой под ногами) нуждаются в реальных декорациях или учащенных натурных съёмках лишь для того, чтобы глазу было за что зацепиться. Нужен некий индикатор, что это не очередной шикарный CGI-ролик от Blizzard, а полноценный художественный фильм. 

«Варкрафт» имеет замечательную открывающую сцену, будто бы перекочевавшую прямиком из игры, снятая под RPG (от третьего лица). Она действительно впечатляет и, по законам жанра, прерывается на самом интересном моменте, возвращая повествование на определенное время назад, когда противостояние людей и орков только начиналось. К сожалению, в дальнейшем про эту сцену никто не вспомнил. А так хотелось увидеть продолжение, даже не самой сцены (исход там был понятен), а подобной манеры съемки поединков. 

Несмотря на то, что само противостояние весьма понятно и даже почти обыденно, причины конфликта оставляют вопросы. Изначальные причины – почему родной мир орков умирает? В фильме это не рассказано и не показано, но из разговоров можно понять, что во всём виноват верховный орк Гул’дан, который непонятно как овладел могущественной тёмной энергией и непонятно как возглавил целую расу. Этот персонаж вообще очень противоречивый. Ближе к концу есть сцена, наглядно демонстрирующая, что бывает с теми, кто идёт против его воли, но буквально через пару сцен ситуация повторяется, но с уже более важным для сюжета персонажем, и вождь будто бы забывает о своей силе (прямо как создатели забыли о начальной сцене). 

Но всё же, герои фильма прописаны очень хорошо, и почти каждый заставляет сопереживать себе и прочувствовать его намерение. Сердцем фильма является Трэвис Фиммел, не самый известный актёр, но который просто нуждался в своём звездном часе. И вот он настал. Еще одна прекрасная актерская работа принадлежит Бену Фостеру, изобразившему мага, который сбился с пути. Дункан Джонс умудрился неплохо разделить экранное время для обильного количества персонажей, не урезав их присутствие для галочки. Оставляет за собой некоторые неясности лишь полукровка Гарона, о которой нам известно только, что «я не орк, но и не человек». Кто же она так и не рассказали в фильме, но в отличие от двух предыдущих «провалов в памяти» сценаристов, эту линию можно развить в сиквеле. Этим же сценаристам нужно будет найти способ как исправиться за ужасно нелепую любовную линию фильма, которая смотрится как насильственно пришитая третья рука, и за искусственное создание многоплановости. Потому что, например, если идёт разговор двух орков в их деревне, нет никаких признаков того, что другие орки живут хоть какой-то жизнью, нет даже намёка, что они не компьютерные гифки, а часть фильма. Сценаристы решили, что приглушенных разговоров на фоне будет достаточно, но это придаёт еще больше нелепости: в лагере незаметно вырубают орков-охранников, а пленник спокойно сбегает, и всё это на фоне еле слышных разговоров. Получается, что просто никто не обращает внимания на диверсию? А это уже идёт наперекор всем военным уставам,  которым они так привержены.  

В целом, «Варкрафт» – очень красивое кино с интересными персонажами и захватывающими битвами. По личному опыту, могу сказать, что фильм может приглянуться и зрителю, незнакомому с первоисточником. Как и у большинства экранизаций видеоигр, у работы Дункана Джонса есть ряд проблем со сценарием, такие как излишняя драматизация и неуклюже приписанная любовная линия, но они ловко маскируются удачными шутками и хоть слегка предсказуемыми, но от этого не менее интересными сюжетными поворотами. По уровню эпичности фильм далёк от первой трилогии Джексона, но близок к «Хоббиту». Однако потенциал у «Варкрафта» есть, так же как и очень хорошие задатки на сиквел, в котором для получения статуса ведущей современной фэнтези-франшизы нужно будет учесть ошибки первого фильма и попытаться протоптать новую сюжетную тропинку в данном жанре.

Варкрафт / Warcraft (2016)

«Варкрафт» Постер

Жанр: фэнтези, боевик, приключения

Страна: США

Режиссер: Дункан Джонс

Оператор: Саймон Дагган

Композитор: Рамин Джавади

В ролях: Трэвис Фиммел, Пола Пэттон, Бен Фостер, Доминик Купер

Премьера в РФ: 26 мая 2016



Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»