Олег Газманов – «Вперёд, Россия!» **

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

2015, «Газманов продакшн»

Вы не бойтесь, говорят нам будущие руководители будущей патриотической медиагруппы, всё будет хорошо. Старые, надоевшие своими песнями о любви, артисты из паучьих продюсерских центров уйдут, а вместо них будут новые, с правильным патриотичным репертуаром. И немножко старых, но тоже с правильными песнями.

Мы-то не боимся, нам даже интересно, дойдёт ли ситуация до обещанных вершин абсурда. А вот самые аполитичные и лояльные люди в мире – российские поп-звёзды – заволновались и даже начали протестовать… нет, не против патриотизма, а против топорного подхода к этому понятию. Многие из этих звёзд были детьми в то время, когда официозная эстрада пыталась вытоптать всё живое вокруг себя. Но они помнят, например, праздничные концерты, транслируемые по центральному телевидению. Сначала – патриотизм: хоры, басы, баритоны, застывшие у микрофонов по стойке смирно. Потом балет. Потом ещё немножко патриотизма вперемешку с официозом. В конце – «Малиновка» и иногда Пугачёва. В этом месте телезрители делали звук погромче и расслаблялись. Но ненадолго, ведь после концерта начиналась программа «Время». Таким образом, патриотизм по разнарядке народ воспринимает с трудом: хотя среди советских патриотических песен было немало шедевров, их не переписывали с магнитофона на магнитофон – зачем, если они и так доносятся из каждого утюга? Так было. Не сомневаюсь, что так и будет с очередным «патриотическим» проектом.

Впрочем, патриотизм не по разнарядке, а от чистого сердца, тоже может выглядеть пугающе, что и произошло с новым альбомом Олега Газманова. Человек так торопился многократно признаться в любви к Родине, что забыл вычитать перед публикацией свои тексты и написать более подходящие столь важной тематике мелодии. В результате у музыканта, давно достигшего пенсионного возраста, получились какие-то совершенно детские стихи. Я тоже в третьем классе в пароксизме борьбы за мир сочинил нечто вроде «детям не нужны ракеты, дети любят есть конфеты», но сам интуитивно догадался, что получилось плохо, что лучше это никому не показывать и в школьную стенгазету не относить. Почтенный артист этого почему-то не понимает, выдавая перлы чуть ли не в каждой строфе. «Так было в России с далёких времён, чем выше давленье, тем крепче бетон, и если опасность державе грозит, становится Родина, как монолит», «пусть время нас бурным потоком несёт, за нами Россия, за нами народ» – подобные сентенции и в выпусках новостей-то не очень убеждают, а в песенном виде выглядят совершенно безжизненными слоганами, несмотря на энтузиазм исполнения (а может, и благодаря ему). Артист довольно часто упоминает свободу, под которой, похоже, подразумевает возможность россиян сплотиться под знаменем воздя перед воображаемыми врагами. В песне «Сибирский полк» на квазинародный мотив упоминается «орда наёмников Европы», а особенно любопытен следующий куплет: «Купцы и князи и простые люди всё, что нажили, отдали в казну, чтоб снарядить войсками ополченье и чтоб Россия выиграла войну». Если с помощью «наёмников Европы» автор хотел намекнуть на злокозненных европейцев нашего времени, то фраза про «отдачу наворованного в казну» звучит сегодня просто издевательски. «Он Россию любил, он России служил, просто мал да удал» – это про генералиссимуса Суворова, хорошо, старик не дожил. Ещё более удивительны тексты песен про важные профессии строителей и дорожников: «по стройкам изучать пора нам географию, но строить мы должны наверняка, чтоб темпы наших строек обгоняли демографию и качество чтоб было на века»; «нам без дорог Россию не поднять, нам без дорог Россию не объехать». А особенно удивительно вот это: «Когда в России не было дорог, к нам супостат никак не мог пробиться, нас ни француз, ни немец взять не смог, когда здесь не было дорог. Теперь пришли другие времена, все флаги в гости с миром приглашаем, и чтоб народ страной гордиться мог, построим множество дорог». Это как это, Олег Михайлович, а ну как супостаты прямо по хорошим дорогам доедут до Кремля и захватят самое дорогое? Политическую близорукость проявляете, понимаешь.

После такого торжества наивного искусства Газманов понижает градус пафоса и энтузиазма и вполне душевно исполняет песню из кинофильма «Белорусский вокзал», а затем неплохую собственную вещь «Ночи и дни». И тут, видимо, исполнитель почувствовал, что патриотизма как-то не хватает. Что делать? На помощь приходит исполнение гимна Российской Федерации. Кстати, почему он стоит только восьмым в трек-листе? Артистам будущего патриотического холдинга непременно надо будет с гимна начинать свои альбомы. И заканчивать тоже, хуже не будет. После гимна следует песня «Кандагар». Какое отношение афганская авантюра имеет к российскому патриотизму, объяснить сложно, но судя по надрыву исполнения, какое-то имеет. Следом идёт новая версия «Офицеров» – к счастью, со старым привычным текстом. А в финале вместо гимна следует концертная запись давно известной песни «СССР», которую Газманов в своё время начал со строчек, нынче воспринимающихся весьма неоднозначно: «Украина и Крым, Беларусь и Молдова – это моя страна».

Алексей МАЖАЕВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»