Фотобьеннале-2000, победно разворачивающееся по выставочным залам, галереям, музеям Москвы, – это не только грандиозные, по несколько сот экспонатов экспозиции в ЦДХ, Манеже, Новом Манеже, но и целая россыпь выставок небольших, по два-три десятка фотографий, имеющих каждая собственное лицо, и что немаловажно – легко обозримых, не подавляющих масштабами. О двух из них – наш рассказ.
Игрушечный апокалипсис: все равно страшно…
В галерее “ЮНИОН” (Смоленская ул., 6) проходит самая необычная из всех 160 с лишним экспозиций бьеннале – выставка “Куклы без войны” Валерия Сировского. Необычна сама ее история. Участник итальянского Сопротивления Пеппино Руссо в горном селении, где все жители были расстреляны нацистами, нашел в овраге, полном трупов, девушку с широко открытыми глазами, подававшую признаки жизни. Он спас ее, выходил и после войны женился на ней. Прошло много лет. В новогоднюю ночь на одной из площадей Рима, где по традиции сжигали старую рухлядь, Пеппино увидел в костре куклу с широко открытыми глазами, напомнившую ему далекое горное село и девушку в овраге с трупами. Он бросился в огонь и спас куклу, а дома вывесил ее на плетне. Что-то сместилось в его сознании, и он… стал собирать выброшенных, искалеченных кукол сперва по Риму, потом по всей Италии. Около ста тысяч кукол заполнили целый гектар земли у горы Монте Марио. Советский переводчик Валерий Сировский, увидевший в 1970 году гектар выброшенных кукол, был настолько потрясен апокалиптическим зрелищем, что выпросил у итальянских друзей фотокамеру и за два дня сделал 700 фотографий.
Пеппино Руссо давно умер. Жена его продала землю, и бульдозер сравнял странную коллекцию с землей. Но фотографии остались в далекой России и стали частью международной фотовыставки. Прямо скажем, зрелище не для слабонервных: гекатомбы искореженных кукольных тел – безглазых, безруких, безногих ужасающе напоминают снимки из Майданека и Освенцима. Игрушечный апокалипсис оказывается так же страшен, как и настоящий, от прихода которого человечество не гарантировано в новом тысячелетии…
Мы публикуем одну из наиболее милосердных фотографий в “заповеднике кукол”.
Люди из Боготы
А в галерее “Новая коллекция” (Б.Полянка, 15) показывает своих работы Сесилия Посада Дуран, фотохудожница из Колумбии (живет в Испании). Ее герои – “люди дна”, запечатленные фотокамерой на улицах колумбийской столицы – Боготы – носильщики тяжестей, мусорщики, собиратели бумаги, беспризорные дети, малолетние проститутки. Тяжелы условия их жизни и беспросветно будущее, но удивительно: эти люди не жалуются на жизнь, не озлобляются, они помогают друг другу, они улыбаются! И не натужными улыбками – для фотографа, а во весь рот – радостно, иногда ехидно, но от души. Улыбается малыш, играющий пивными пробками, улыбается колумбийский “гамен”, собирающий макулатуру… “Живые образы” – назвала Сесилия свою выставку.
На открытии она рассказала, что страшно боялась ехать в Москву – ее пугали всякими ужасами, говорили, что в первые же минуты с нее снимут прямо на улице обувь, что Москва – хмурый, негостеприимный город. “Боже, как я ошибалась! – говорит Сесилия. – Какой красивый, какой чистый город, какие чудесные здесь люди! Я влюбилась в Москву, я хочу ее снимать, для фотографа здесь безбрежный выбор тем и типажей!”
На снимке: “Мать и дочь”. Они не улыбаются, но и не грустят, а просто серьезны.
Олег ТОРЧИНСКИЙ.