СТРАННЫЕ ДНИ

Александр Кутиков о современной музыке

Как музыкант Кутиков мне симпатичен очень давно, еще со времен “Високосного Лета”. Помню, весной 1978 года “високосники” устроили сэйшн в помещении столовой УДН им. Патриса Лумумбы, на который съехалась вся хипня города Москвы и области. Легендарный состав Кутиков – Ефремов – Ситковецкий – Кельми поразил меня своим творческим диапазоном – от “прогрессивного” рока в духе Yes и Genesis до рок-н-ролла, причем все звучало профессионально, остро, со вкусом. В “Машине Времени” положение Кутикова я бы сравнил с таковым Эрика Клэптона в группе Cream, где на первый план вышла более яркая личность Джека Брюса, основного автора и вокалиста, а Клэптон оставался на втором плане. Хотя творческий потенциал Эрика был, по крайней мере, не ниже, чем у Брюса…

Не так давно мне удалось взять интервью у Александра Кутикова – о музыке и музыкантах, о работе в студии, о продюсировании и о многом другом. Некоторые интересные фрагменты этого интервью приводятся ниже.

– Александр, в конце восьмидесятых годов вы как-то сказали, что современная музыка стала слишком “вычисленной”. Изменилось ли что-то сейчас в мировой рок-музыке?

– К сожалению, эта “вычислительская” тенденция, направленная на создание музыки с максимальным коммерческим потенциалом, только усилилась. Желание заработать большие деньги стало у людей доминировать, а это зачастую происходит в ущерб художественной стороне. Многие, даже хорошие исполнители, стараются найти какие-то музыкальные формы, ходы, обороты, отвечающие запросам большинства слушателей, и затем фактически только повторяют их, опасаясь потерять успех. Но есть среди современных групп и такие, у которых превалируют творческие цели. Например, мне понравились Garbage и Red Hot Chili Peppers, у них интересные музыкальные идеи.

– Известно, что вы – давний поклонник Битлз. А какой их альбом вам наиболее близок?

– Самой важной пластинкой Битлз, может быть, ключевой, для меня является Revolver. Это на сто процентов. Я очень люблю ее, могу слушать много раз. Это альбом, на котором они, по моему ощущению, стали прощаться друг с другом, еще не зная о том, что прощаются. Есть какие-то процессы, которые ты не можешь еще сформулировать, но они в тебе уже живут, и у творческих людей это выливается в их произведения. Когда я это понял, то очень расстроился.

– Битлз были для вас вдохновением в музыкальном творчестве, а кто оказал на вас влияние в звукорежиссуре, вашей второй профессии?

– Человек, которого я считаю величайшим звукорежиссером, – Виктор Борисович Бабушкин. Мы долгое время дружили с ним; к сожалению, два года назад он скончался.

– Да, это очень известный человек, еще на фирме “Мелодия” практически все лучшие записи классической музыки были сделаны им.

– Совершенно верно. Вообще он был человеком очень разносторонним: окончил теоретико-композиторское отделение консерватории, стал звукорежиссером, фактически создал эту профессию, ведь во многом благодаря нему у нас появились профессиональные звукорежиссеры. Уже будучи музыкантом “Машины Времени”, я два года просидел у него за спиной и очень многому научился. И я понял, что человек, который хочет заниматься звукорежиссурой и музыкальным продюсированием, должен, безусловно, читать книжки по чисто технической стороне вопроса, но главное – нужно уметь видеть, слышать, анализировать, вычислять, ошибаться, проверять и находить.

– Вы сказали о продюсировании. А в чем, вообще, роль продюсера в процессе выпуска диска? Многие считают, что продюсер – это тот, кто занимается только финансированием проекта.

– У нас в России, как всегда, торопятся и частенько используют непонятные, но красивые слова по отношению к тому, что не отвечает смыслу этого слова. Продюсер – это человек, который создает или помогает создать некий продукт с художественной точки зрения. Вот, в первую очередь, что такое продюсер. Он диктатор. Если продюсер сказал, что это будет звучать так, то так и будет.

– Я помню, как-то Стаса Намина спросили, что делает продюсер, и он ответил: “Представьте, что чего-то не было, а потом появилось. Вот это работа продюсера”.

– Не совсем так. Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Приходят музыканты, композиторы, исполнители со своим материалом. Если продюсер чувствует, что этот материал имеет художественную и коммерческую перспективу, то он заключает контракт с артистами, создает, вместе с ними конечный продукт и продвигает его. Причем он может иметь, а может и не иметь успеха, потому что в искусстве степень риска самая высокая. Вот что такое продюсер. А все остальное – это менеджеры. У нас путают менеджеров, антрепренеров, импресарио, администраторов – с продюсерами. Ведь слово красивое. Всем хочется быть творцами, а продюсер – это творец. Поэтому люди, которые на самом деле являются менеджерами, а не творцами, решили обозвать себя более приятным, щекочущим слух и самолюбие словом. Есть очень небольшое количество людей, которые в себе совмещают и продюсерские способности, и менеджерские. У нас они тоже есть – Бари Алибасов, например. Это продюсер, но он и менеджер. Потому что через него проходят и творческие, и финансовые потоки, которые он в себе концентрирует и управляет ими.

– Александр, каково ваше ощущение от того, что сейчас происходит у нас на эстраде?

– Ощущение безрадостное. Страну захлестнула волна попсовых исполнителей, лишенных не только таланта, но и элементарных музыкальных способностей. Люди не могут ни спеть, ни сыграть в живую, поэтому, большей частью, работают под фонограмму, и ведь публике это нравится!? В этом смысле наша страна уникальна, ведь больше нигде в мире не платят такие деньги за коллективное прослушивание магнитофонных записей. Если так пойдет дальше, то коммерческая поп-музыка просто съест все живое, что еще осталось на этой земле.

– Кстати, еще в вашей (“Машины Времени”) песне конца восьмидесятых “Старый добрый рок-н-ролл” была строчка: “Везде хиляет Рома Жуков”. Вы еще тогда почувствовали эту надвигающуюся по всем фронтам бездарщину, пошлость, или, как ее называет Алексей Козлов, “баланду”? Только ромы жуковы теперь новые.

– Если бы наше телевидение в лице музыкальных руководителей каналов прониклось бы мыслью, сформулированной давно, еще в Древней Греции, что большинство никогда не бывает право, оно поменьше обращало бы внимание на вкусы большинства и псевдорейтинги. Мировая культура отличается от нашей в этом смысле в лучшую сторону. Там существуют и развиваются классика, джаз, блюз, рок-культура, поп – все музыкальные жанры, потому что у каждого из них в средствах массовой информации есть свое место. Канал VH-1 показывает очень много хорошей рок-музыки, поп-рока, ритм-энд-блюза и почти не показывает рэп и дэнс. Основа концепции MTV – рэп, дэнс и экстрим. Французский канал Muzzik показывает много классики, этники, джаза, фольклора – хорошего, настоящего, разного. Я очень переживаю за нашу страну, так как в ней родился и вырос, переживаю, в частности, оттого, что, иногда заглядывая в телевизор, вижу, что отсутствует национальная концепция музыкального вещания. Отсюда и все, что происходит, – любовь к прослушиванию фонограмм, любовь к абсолютно не умеющим ни петь, ни играть, любовь к комиксам, только телевизионным. Хотя и это, наверное, должно существовать, но только не в таких масштабах. Один очень популярный ведущий, шоумэн, сейчас большой начальник на одном из музыкальных каналов, сказал мне в свое время: “Саш, но народ-то просит этого, вот мы ему это и дадим”. Вот они и начали давать. Сначала на первом канале, потом перешли на другие, и продолжают давать. Вместо того, чтобы думать.

– Я сталкивался с точкой зрения, что в советские времена худсоветы, при всей их негативности, по крайней мере отсеивали явную бездарность и непрофессионализм, это так?

– Совершенно не так. Я прошел через заседания худсоветов, например, в Тульской филармонии, где абсолютно бездарные люди получали право концертировать. Они работали по Кацепетовкам, но косили денег, как тогда называлось, больше, чем заслуженные артисты. Все это было, и я никогда не буду говорить, что в те времена было лучше, несмотря на то, что тогда я был моложе и солнце ярче светило. Тем не менее, это было отвратительное время. Время лжи, двуличности, фальши. И все, что мы сейчас имеем плохого, было выращено и заложено тогда. А в худсоветах были и хорошие люди, которые старались помочь, но это не всегда получалось. Потому что та система, которую я очень не люблю, не давала возможности помогать, она могла этих людей лишить всего, и они боялись. Страх был основой той системы.

– Что вы могли бы посоветовать юным музыкантам, начинающим жизнь в роке?

– Полагаться в творчестве, в первую очередь, на свои ощущения, а не на запросы большинства. Очень важно, чтобы люди не забывали, что было сделано до них. Многие российские исполнители, работающие в жанре поп- и рок-музыки, абсолютно не знают классики. Это катастрофа. Я не хочу сказать, что нужно обязательно иметь классическое музыкальное образование, но знать классику, слушать ее, ощущать и понимать просто необходимо. Так же, как и джаз, хотя бы популярный классический джаз. Только тот музыкант, который обладает широким кругозором, имеет возможность синтезировать и двигаться вперед.

Александр ОСИПОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ХИЗЕР МИЛЛС СТАНЕТ БОГАЧЕ
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, СОЗДАТЕЛЬ «БИ ЛАЙНА»!
На людей посмотреть. Себя показать
ХЬЮСТОН СПАСАЕТ СВОЮ РЕПУТАЦИЮ
ЧТО НОВЕНЬКОГО, “КИНОТАВР”?
Я ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ, Я ОТ БАБУШКИ УШЕЛ
НЬЮДЖЕНТ ОСКОРБИЛ ЛАТИНОАМЕРИКАНЦЕВ
Коротко
И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…
СЕЛИН ДИОН КУПИЛА ОСОБНЯК
MUSE – ЖЕСТКИЙ RADIOHEAD ДЛЯ ТИНЕЙДЖЕРОВ
Энциклопедия, целиком посвященная Джону Леннону, …
УЭЛЛЕР ПРОТИВ СТАРЕЮЩИХ ЗВЕЗД
ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ ПО-АМЕРИКАНСКИ
САМ СЕБЕ КОНЦЕРТ
НАРКОТИКИ ЗА КУЛИСАМИ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ МАЛИКОВА
МИК ДЖАГГЕР В РОЛИ ПРОДЮСЕРА
ПОЖАР В ТРЕЙЛЕРЕ
КИНО с 1 по 14 МАЯ
ПОЛИЦЕЙСКИЙ ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ НА КОНЦЕРТЕ
АБРАМ ПРЕДСТАНЕТ ПЕРЕД СУДОМ
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 1 по 14 МАЯ
Уикенд
СПИРС СОШЛА С ДИСТАНЦИИ
Эмиль Лотяну: Даже огурец нуждается в определенном тепличном режиме
ПРОРЫВ ВИКТОРА ЦОЯ
TRAVIS “СДЕЛАЛИ” OASIS
Питерские гости в Доме Нащокина
БАРАБАНЩИК MAVERICKS ПОПРАВЛЯЕТСЯ
МУЗЫКА ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ
ПАФФА ДЭДДИ ЖДЕТ ТЮРЬМА
С иголкой в XXI век


««« »»»