Антрепризные парадоксы

Коммерческих антрепризных премьер на сегодняшний день становится так много, что угнаться за всеми даже очень старательному театральному критику не представляется возможным. Их число намного перекрывает новые работы репертуарных театров. Зато качество, как шагреневая кожа, катастрофически умаляется, наперекор “звездности” многих участвующих в них актерских имен. Погоня за именем как самоцель подобных мероприятий, вопреки тому, что, кем и как ставится, чаще всего и приводит к плачевным результатам. Ибо даже великий актер телефонную книгу гениально не сыграет, хотя соответствующие анекдоты и гуляют в театральной среде.

Боже мой, какая фимиамная реклама, разосланная по средствам массовой информации, предшествовала премьере спектакля “Мастер-класс”, готовящегося “Независимым театральным проектом” по пьесе Терренса МакНелли, главной приманкой в которой должна была стать Татьяна Васильева в роли великой Марии Каллас. Дело затянулось, но в конце концов премьера состоялась.

…Зал встречает Т.Васильеву громом аплодисментов. Победительная, с улыбкой Джоконды на губах, она выходит на авансцену стремительной походкой в роскошном, отороченном мехом чернобурки черном развевающемся плаще. Монолог о музыке как великой преобразующей силе актриса от имени своей героини обращает в зал, словно мы и есть те певцы и певицы, которые пришли к ней, Марии Каллас, на ее знаменитые мастер-классы. Этим страстным словом, увы, и исчерпывается по сути роль. А далее, на протяжении двух актов, героиня Васильевой сидит где-то сбоку за столиком, выслушивая, иногда прерывая выступления певцов, с кем-то из них коротко полемизируя, кого-то подбадривая. Идут концертные номера, во время которых с Каллас-Васильевой даже снимают освещение, а сама она поворачивается спиной к залу, дабы не отвлекать на себя внимание публики.

Два сопрано и тенор прекрасно поют оперные арии, но какое отношение все это концертное действо имеет к драматическому спектаклю? Нет сюжета, нет человеческих судеб, даже маломальской интриги, что хоть как-то могло заинтересовать зрителей и убедить их в том, что почтенная дама, сидящая на сцене, и есть великая певица Каллас с ее блистательной и трудной судьбой, триумфами на сцене и личными драмами. Т.Васильевой здесь просто нечего играть. Даже изобретательный режиссер Виктор Шамиров оказался бессильным помочь актрисе. Два небольших лирических отступления с воспоминаниями Каллас погоды не делают. Жалеть Васильеву, наверное, неуместно. В конце концов никто не принуждал ее соглашаться на эту роль. И все же обидно, когда уникальный актерский талант растрачивается всуе.

На той же сцене Театра эстрады, ставшей с недавних пор прокатной площадкой множества антрепризных постановок, “Театральным Домом” совместно с продюсерской фирмой “Аметист” была показана еще одна премьера – пьеса Л.Разумовской “Ваша сестра и пленница”, сыгранная смешанным ансамблем из петербургских и московских актеров.

Сейчас стало модным, отталкиваясь от классических драматургических произведений, давать свои версии хрестоматийным сюжетам или дописывать к ним продолжения. Пьеса Разумовской – парафраз шиллеровской “Марии Стюарт” со значительным креном от борьбы двух королев за престол к их чисто женскому соперничеству. Королев в этом спектакле, поставленном Олегом Огий в его же сценографии, играют петербургская Светлана Крючкова (Елизавета) и московская балерина Илзе Лиепа, дебютирующая ролью Марии на драматической сцене. Наверное, для упрощения постановки, обреченной на кочевую антрепризную судьбу, все остальные роли сдвоены: так, Михаил Жигалов играет одновременно государственного канцлера Елизаветы Сесила и Джузеппе, брата секретаря и шута Марии Давида Риччи; Игорь Скляр предстает в ролях Генри Дарнлея, второго мужа Марии, и лорда Лестера, фаворита Елизаветы: Александр Демич – Давид Риччи при Марии и фаворит Елизаветы лорд Норфолк; третий муж Марии Босуэл и еще один елизаветинский фаворит Нортумберленд сыграны А.Блоком. При всем мастерстве исполнителей эта спаренность ролей делает неизбежно схожими их героев, что, в свою очередь, рождает неожиданный эффект чувственной схожести двух женщин в выборе любовных партнеров, еще более обостряющий их соперничество и затаенную ненависть друг к другу.

Королева Елизавета Светланы Крючковой – большая, грузная, немолодая женщина с мертвенно-белым лицом и словно налитыми свинцом тяжелыми веками над остановившимся взглядом пустых, холодных глаз. Роскошные королевские одежды – ее неотъемлемая принадлежность, привычная, повседневная, но в то же время как бы сковывающая своей пышной тяжестью и движения, и чувства. Мария раздражает ее, умную, холодную, расчетливую, вольностью поведения, способностью легко, бездумно кружить мужские головы. И, наверное, даже себе никогда не признается эта Елизавета, что больше побуждает ее устранить со своего пути Марию – государственная необходимость или женская ревность.

Но вот странность: совершенно несхожие внешне, они равно жестоки в отношении окружающих, даже самых близких им людей. Для обеих не существует ничего дороже собственного “я”, и обе в равной степени легко избавляются от сослуживших свою службу и ставших ненужными, а то и опасными, фаворитов, любовников, мужей и приближенных. Кивок головы, еле заметный взмах руки – и зловещий Ангел Смерти (Борис Хвошнянский), всегда наготове за высокой спинкой кресла-трона, скроет обреченного в складках-крыльях своего черного плаща. Но если эта равнодушная жестокость еще как-то увязывается с холодной надменностью Елизаветы, она кажется просто несовместимой с ангельским обликом Марии.

Мария Стюарт, королева Шотландская, Илзе Лиепа – сама женственность, красота, нежность только что расцветшей розы. Но, Боже мой, какие напитанные ядом шипы скрывают благоуханные розовые лепестки. Ничего святого в достижении цели. Жизни мужей, любовников – ступени восхождения. Смысл жизни – наслаждение: королевским троном, любовью, нарядами. За личиной легкомыслия, хрупкости – железная воля, трезвый ум. Каждый наряд строго рассчитан: на кого и как он должен воздействовать. А этим умопомрачительным туалетам несть числа (художник по костюмам Ирина Долгова). Чему удивляться, если самые умные мужские головы идут кругом при виде этой божественной красоты.

Само собой разумеется, что и пьеса написана, и спектакль поставлен ради двух центральных фигур соперничающих королев. Все остальные персонажи – свита, сопровождение ведущего дуэта. Спектакль в целом зрелищен, красив, безмолвная зловещая фигура Ангела Смерти придает происходящему оттенок мистики и мелодраматизма, не переходящие, к счастью, грань хорошего вкуса. Своей тщательной отработкой всех деталей (смею предполагать, что немаловажную роль в этом сыграла С.Крючкова, помеченная в программке еще и как режиссер) эта антрепризная постановка резко отличается от большинства подобных работ и вполне могла бы занять достойное место на афише репертуарного театра.

В одном из интервью Илзе Лиепа с большой теплотой и благодарностью отозвалась о своих партнерах по спектаклю, помогавших ей, дебютантке, осваивать на драматической сцене премудрости нового жанра. И теперь уже можно смело утверждать, что она с честью выдержала этот экзамен, показав себя достойным партнером умудренных опытом и наделенных высоким профессионализмом мастеров сцены.

Сценический век артиста балета сравнительно недолог. И обнаружить в себе, раскрыть талант драматического актера, чтобы и далее не расставаться с театром, дано далеко не каждому. Ролью Марии Илзе открыла в себе второе дыхание. Хватило бы только теперь времени и сил совмещать балет и драму. А успех ей уже обеспечен. При наличии хорошей драматургии, разумеется.

Наталия БАЛАШОВА.

На снимках: Т.Васильева в роли Каллас.

Фото Вадима ЛАПИНА.

Елизавета – С.Крючкова, Мария – И.Лиепа.

Фото Алекса ФЕДЕЧКО-МАЦКЕВИЧА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МАСТЕР БОЕВЫХ ИСКУССТВ РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ!
СЕКРЕТ ЭЛТОНА ДЖОНА
КИНО с 10 по 16 АПРЕЛЯ
РЭППЕР АРЕСТОВАН ЗА НАПАДЕНИЕ
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 10 по 16 АПРЕЛЯ
ЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ БАСТАРДА
В начале было тело
РАБОЧИЕ ДОМОГАЛИСЬ МАЛЬЧИКОВ
НОВОСТИ “КИНОТАВРА”
Никас Сафронов: хочу работать в России
ЗА U2 ОХОТИТСЯ МАНЬЯК
КАЖДОМУ РУДИНШТЕЙНУ – ПО ПРОПЕЛЛЕРУ!
Олег Янковский с граммофоном
ГДЕ БЫЛА ХЬЮСТОН?
ВУЛЬФ, КАЖЕТСЯ, ТЕРЯЕТ СВОБОДУ
“Ника” продолжает строить глазки “Оскару”
СМИТ И МАДОННА – САМЫЕ ХУДШИЕ
ГРАДСКИЙ НЕ ВЫДЕРЖАЛ… НУ И ПРАВИЛЬНО!
ПЕЙДЖУ ПРИНЕСЛИ ИЗВИНЕНИЯ
КОЛЛИНЗ ПОДАЛ В СУД
ГЛУБОКО ПУРПУРНЫЕ МЕЧТЫ
Уикенд
КРИС НОРМАН СРАБОТАЛСЯ С НЕМЦАМИ
КУРТ КОБЕЙН – ПЛОХОЙ МАЛЬЧИК
Коротко
НЕСЧАСТЛИВЫЕ ДНИ МИКА ДЖАГГЕРА


««« »»»