ПОТЕРИ, ОБРЕТЕНИЯ, КОНФЛИКТЫ

В Москве завершился II Международный конкурс им. С.В.Рахманинова. В этом году он впервые проводился по двум разделам: фортепиано и вокал. Условие выступлений пианистов было монографическим – включало только произведения Рахманинова и отличалось сложностью и насыщенностью. Кроме того, на втором туре пианисты должны были исполнить две программы: сольную и концертмейстерскую, показать умение играть в ансамбле с певцом и инструменталистом. На третьем туре играли один из концертов Рахманинова в сопровождении оркестра.

На второй тур из 31 претендента прошли 17 человек, в финал вышли 7 музыкантов. В среднем уровень выступавших был не слишком высоким. Каждый из них в силу таланта и возможностей пытался по-своему прочитать Рахманинова. Кому-то это удалось в большей степени, кому-то в меньшей. Но ярких личностей, о которых бы сразу заговорили, не было. Однако жюри оказалось щедрым: Гран-при достался Карену Корниенко, первая премия – Валентине Игошиной (оба москвичи) и Елисею Бабанову (Петербург). Вторую премию не присудили никому. Третья премия у Джунко Инада (Япония) и Андрея Желтонога (Москва). Дипломы – Елена Ульянова (Москва) и Палмо Веннери (Италия). Финалистам также предназначались различные спецпризы. Результаты всем были объявлены.

Наступил вечер закрытия конкурса, награждения победителей. На сцене Большого зала консерватории расположились члены жюри. Председатель жюри вокалистов Ирина Архипова вручила награды певцам. Затем объявили выступление внука С.В.Рахманинова Александра Борисовича Рахманинова. Но вместо него заместитель министра культуры Константин Щербаков поздравил всех с успешным завершением столь значительного творческого соревнования молодых музыкантов. И тут разразился скандал, жертвой которого стал обладатель Гран-при К.Корниенко. К присутствующим обратилась И.Архипова с неприятной новостью – Гран-при отменяется и переводится в ранг первой премии. Это сообщение было вызвано несогласием А.Рахманинова с решением жюри. Он также снял свой спецприз в 10000 $ и отказался выступать на закрытии. Председатель жюри пианистов Виктор Мержанов, не соглашаясь с Рахманиновым, зачитал решение жюри и быстро раздал награды пианистам. Зал был повержен в недоумение. В антракте выяснилось, что Гран-при К.Корниенко все-таки не получил. Как же можно было так безответственно и жестоко обращаться с молодыми музыкантами? Неужели жюри не могло провести все свои внутренние разборки до объявления результатов и не выставлять на позор ни в чем не повинного молодого пианиста?

И еще одно немаловажное обстоятельство. Пианисты на третьем туре выступали в сопровождении Симфонического оркестра “Русская филармония” ТВ 6 Москва, коллектива непрофессионального, который не только не помогал конкурсантам, но просто мешал им. Дирижеру А.Ведерникову было не до пианистов. Дай Бог собрать оркестр, который рассыпался на части. Нередко оркестр “убегал” вперед, оставляя позади солиста. А в результате – серьезный урон международному престижу конкурса в целом.

Соревнование вокалистов оказалось более благополучным. Сказался многолетний опыт председателя жюри Ирины Архиповой. Выступая на пресс-конференциях, она не раз говорила, как счастлива, что наконец родился конкурс им. Рахманинова и зазвучала его прекрасная романсовая музыка. Действительно, конкурсанты исполнили много романсов композитора, в том числе и малоизвестных. А вот оперное творчество Рахманинова не столь богато, и его не хватает для всех голосов. Может быть, правильнее сделать рахманиновский конкурс конкурсом русской камерной и оперной музыки? Учитывая, что на третьем туре вокалисты исполняют оперные арии.

Жаль, что первый Рахманиновский вокальный конкурс проигнорировали зарубежные исполнители. В основном соревновались певцы из России. Были представители Украины и Казахстана, несколько человек из дальнего зарубежья – один японец, одна немка, которая живет в Бишкеке и преподает английский язык, четверо корейцев – студенты консерваторий Москвы и Петербурга. В конкурсе участвовал 61 певец. 24 прошли на второй тур, 10 – на третий. Жюри было строго и справедливо. Ни один конкурсант, хорошо показавшийся хотя бы на одном туре, не был обделен вниманием знаменитых судей – москвичей и приехавших из Казахстана, Украины, Польши, Италии, Германии.

Первую премию поделили два баса. Аскар Абдразаков, солист Уфимского театра, работающий по контракту в Большом театре, имеющий престижные международные награды, выступающий на многих европейских сценах, был бесспорным лидером на всех трех турах. Дмитрий Степанович, один из самых молодых участников, за что и получил приз “Надежда” – солист Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Это яркая и самобытная индивидуальность. Певец стремится к своему прочтению классики, наполняя ее современными ритмами и обаянием. Его огромный голос, красивый и ровный на всем диапазоне, способен передавать и гротеск, и мягкую лирику. Вторую премию тоже поделили две певицы: москвичка Юлия Замятина, обладательница большого и красивого сопрано, и представительница Петербурга Оксана Швед. Она великолепно исполнила вокальный цикл В.Гаврилина “Вечерок”, за который и была удостоена спецприза. Третья премия досталась баритону из Москвы Андрею Батуркину. Дипломы у кореянки Чой Хен Дзонг, москвичей Валентина Суходелеца, Романа Муровицкого и Михаила Гужова, украинца Сергея Шеремета. Так же как и пианисты, вокалисты-финалисты получили разные спецпризы.

Конкурс закончился, его лауреаты и дипломанты, окрыленные успехом, разъехались по разным городам и странам. Но проблемы остались. Главная из них – сохранение престижа отечественных конкурсов. Об этом надо серьезно думать его организаторам. Тем более что в следующем году нас ждет Международный конкурс им. П.И.Чайковского.

Елизавета ДЮКИНА.

Фото Андрея БАБУШКИНА (ИТАР-ТАСС).

На снимке: Карен Корниенко.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Девчонки!
Привет, Отар!
Жутко достали!
STOP!
Салют, любимая “МузПравда”!
SEX-ПАРАД ОТ ЮЛИ S
ДИСКО-КЛУБ “УТОПИЯ”: “УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ”
Джоселин Браун в Москве
GENESIS – CALLING ALL STATIONS
НОВАЯ ПЕСНЯ САБИНЫ
МОСКВА СТАЛА “ЕДИНЫМ МИРОМ”
НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ УСТАНОВИМ СТРЕЛКУ С ФЛАЖКОМ
КОНКУРС РАХМАНИНОВА. РЕАЛЬНО. ИЛИ СОВЕТСКИЕ МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРЫ – САМЫЕ БОЛЬШИЕ В МИРЕ
МОЛИТВЫ И ТРЕВОГИ ИРЖИ КИЛИАНА
НИКОЛАЙ КАРАЧЕНЦОВ ОБ АМЕРИКЕ ВООБЩЕ И О МАДОННЕ В ЧАСТНОСТИ
ИНТЕРВЬЮ С ОЛЕГОМ ГАЗМАНОВЫМ В СЕРЕБРЯНОМ БОРУ
6 ДНЕЙ ТВ 6 В СУРГУТЕ
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О “ПАРТИЙНОЙ ЗОНЕ”
Благодарю тебя за сон


««« »»»