«Курара» – «Архимед» ***

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

2014, Volna Records/Happy Monday!

Даже по названию можно догадаться, что группа – из Екатеринбурга. Это там обожают нарекать ансамбли с окончанием на «-ра» – «Сансара», «Сахара», вот «Курара», которая уже отметила своё 10-летие. Впрочем, если вы не догадались по названию, непременно догадаетесь по музыке: это тугой, самоуглублённый, трудноописуемый, но легкоузнаваемый «урал-рок». Здесь обожают красивые клавишные, но могут приблизительно относиться к мелодиям. Здесь вокалист может часами бубнить что-то своё, нисколько не заботясь о реакции слушателей. Здесь могут, подобно «Кураре», производить вроде как диско-панк, но совершенно не подразумевая обратной связи с публикой. Стиль группы не даёт слушателю никаких поблажек, моментами он мутирует в бард-рок или озабоченный речитатив, но почти никогда не проявляет дружелюбия к потребителю. Слушатель альбома «Архимед» ощущает себя то поклонником авторской песни, зашедшим на полянку, где собрались незнакомые угрюмые барды, то рэп-фанатом, встретившимся с какими-то предельно странными рэперами – без кличек, штанов с мотнёй и хотя бы приблизительного знакомства с канонами жанра. Большинство в такой неловкой ситуации сделает ноги – и группа «Курара» пополнит армию своих не-поклонников. Однако можно поступить и по-другому: остаться и тихо постоять в сторонке, вслушиваясь. Своим ты, может быть, в этой компании и не станешь, но погрузишься в весьма необычные, мало на что похожие музыкальные миры.

«Кураре» ни к чему становиться рок-звёздами, потому что группу возглавляет Олег Ягодин, один из самых знаменитых актёров Екатеринбурга, главная звезда «Коляда-театра», о котором театральные критики пишут что-то вроде «естественно сверхъестественный. Не похож на партнёров по сцене; взаимодействует с ними, но существует автономно, реагирует, включён в игру, но реагирует не так, как все, а по велению своей — иной — природы. Инопланетянин». Неизвестно, слышали ли критики музыкальные опыты Ягодина, но это описание прекрасно характеризует и альбом «Архимед». «Курара» не обладает хитмейкерскими талантами, мелодии – это, пожалуй, последнее, что запоминается с этого диска. Вместо этого запоминаются странные перемены настроения и музыкально-сюжетные повороты песен. Ягодин заперт внутри себя, кокон кажется герметичным почти всё время, но иногда изнутри вырываются какие-то цепкие сущности. Так, в «Рокки Rock‘n’roll» солист (или лирический герой, хотя их сложно отделить друг от друга) вдруг веско матерится, в «Не моём пальто» наотрез отказывается идти на концерт, потому что там будут «Курара», «Сансара», прочее говно», а в «Утре» вдруг даёт лирика. Речитативные моменты песен чрезвычайно замороченны, непонятны, но действуют гипнотически. Клавишные всю дорогу играют что-то своё, но иногда они торжественно объединяются с голосом – в эти моменты слушателю хочется закрыть шторы и не думать о том, что в темноте за окном кто-то есть.

Чтобы два раза не вставать, после десяти песен «Архимеда», «Курара» записала «вторым диском» шесть композиций под общим названием «Камни» – это что-то вроде сборника лучших произведений в новых версиях. Среди них выделяются «Письмо» и «Екатеринбюргер».

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»