Чудеса взросления

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Фестиваль современного независимого кино «2morrow»/Конкурс


Чудеса

Кинолента «Чудеса» выиграла в Каннах Гран-при, что явилось громадным успехом для Аличе Рорвахер, для которой это вторая режиссерская работа. Тем не менее столь высокое признание представляется немного странным.

Фильм рассказывает о жизни сельской семьи где-то на севере Италии. Отец семейства Вольфганг (Сэм Ловик) настоящий консерватор идеалист, для которого мир за пределами его фермы едва ли существует и единственной его заботой является производство меда, процесс для него почти сакральный. В хозяйстве ему помогают четыре дочери, жена Анжелика (Альба Рорвахер, сестра режиссера) и некая Коко (чье происхождение не вполне ясно). Джельсомина (Мария Александра Лунгу), старший ребенок, крайне ответственно подходит ко всем поручениям в отличие от Маринеллы (Агнесса Грациани), которая только ищет повод, чтобы улизнуть от работы. Однако после случайной встречи со съемочной группой телепередачи, ведущей которой выступает роскошная Милли Катена (Моника Белуччи), Джельсомина становится одержима идеей поучаствовать в телеконкурсе, где соревнуются лучшие традиционные хозяйства. Она встречает отпор со стороны отца, но из-за финансовых трудностей семья принимает решение попытать счастье, чтобы выиграть кругленькую сумму.

«Чудеса», в первую очередь, это драма о взрослении, однако Рорвахер попыталась уместить в фильме как можно больше своих идей, что, конечно, не пошло картине на пользу. Поднимаются темы взаимоотношения человека и природы, обманчивости телевидения, ускользающей реальности и медленного вымирания древнего и традиционного, что современное общество пытается законсервировать в удобной форме, уничтожая тем самым саму суть этих явлений. Проблема же в том, что ни одна из них не развивается, «зависая» в повествовании. Проблема взросления раскрывается классически, хоть и с некоторыми вкраплениями «магического реализма», уместность которого, кстати, тоже неоднозначна.

Использование 16-ти миллиметровой пленки также выражает поддержку тому самому прошлому, которое неумолимо исчезает. Наглядным примером обесценивания исторического наследия становится сцена финальной части конкурса за звание лучшего традиционного хозяйства, где этрусская культура становится фоном для низкопробного шоу. В конечном счете и семья Вольфганга исчезнет точно также, а его ферма станет такой же диковиной для туристов как ныне пещеры этрусков.

«Чудеса» это, пожалуй, тот фильм, где стиль и атмосфера оказываются важнее содержания, а Рорвахер, воссоздавая свои детские воспоминания и ощущения, не смогла превратить их в цельное и законченное высказывание, хотя даже при этом отдельные эпизоды и идеи, представленные в фильме, делают его достойным зрительского внимания.

 

8-ой Международный фестиваль современного независимого кино «2morrow/Завтра» проводится с 20 по 25 января в «Музее Москвы» и «Центре документального кино». Соорганизатор фестиваля – «Музей Москвы». Фестиваль проходит при поддержке Департамента Культуры города Москвы, Фонда Ивана Дыховичного,  Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



««« »»»