Странный «Бивень»

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

БивеньЖанр хоррор-комедия звучит как оксюморон, но режиссеру культовых «Клерков» и «Догмы» Кевину Смиту удалось сотворить такой гибрид, который, правда, может и не всем придется по вкусу, однако заслуживает пристального внимания, хотя бы за смелость и оригинальность постановщика.

Конечно, надо учитывать, что в «Бивне» юмор Смита специфичен. Во многом он построен на отсылках к другим картинам и не столько ситуативен или анекдотичен, сколько представляет сатиру на сам жанр «ужасов». Комедийность фильма для российского зрителя может быть еще менее очевидна из-за наличия «непереводимой игры слов» и контекстных издевательств над канадцами.

Плюс к этому «Бивень» просто-напросто странный. Так сразу и непонятно как режиссеру удалось найти финансирование на это своеобразное кино. Еще удивительней, что это дало старт целой «северной трилогии», вторая ее часть уже готовится к разработке, и даже помогло запустить третью часть «Клерков». Экстравагантность этой порой нарочито небрежно снятой ленты зашкаливает, и как в таких случаях всегда бывает вызывает две полярные реакции: лютое неприятие или беззаветную любовь. Но, как ни банально, истина снова где-то посредине.

Первая треть фильма – классическая затравка би-муви. Самовлюбленный, эгоистичный и придурковатый ведущий низкопробного юмористического подкаста Уоллес Брайтон (Джастин Лонг) отправляется в Канаду, чтобы взять интервью у очередного интернет-фрика. Но по стечению обстоятельств ему приходится искать замену, и Уоллес едет в канадскую глухомань к старику, обещающему рассказать немало поразительных историй (Майкл Паркс). Но безобидный на первый взгляд дедушка оказывается опасным психопатом. И вскоре девушка Уоллеса вместе с его соведущим отправляются на поиски без вести пропавшего друга.

По мере развития повествования происходящее на экране становится все более сумасшедшим и непредсказуемым, а абсурд постепенно нарастает. И комедии, и в хорроре. В результате, Кевину Смиту очень ловко удается совместить смешное с жутким, сталкивая лбами два «низких» жанра, но для кого-то такой «коктейль» может оказаться неудобоваримым.

Удивляет смелость Смита не только в сюжетном или стилевом плане. Он совершенно не стесняется до неприличия затягивать некоторые монологи, хотя, при всем своем очаровании, они не всегда безупречны. Но режиссер показательно не спешит, обильно цитируя Льюиса Кэррола, Хэмингуэя и Колриджа. Это пренебрежение к соблюдение какого-то ритма порождает ощущение затянутости, хотя сам по себе хронометраж весьма демократичен.

Отдельным плюсом для фильма стал Джонни Депп в роли сыщика Лапуанте. Да, конечно, роль эта настолько несерьезна и идиотична, что, пожалуй, конкурирует с инспектором Клузо, но кто сказал, что это плохо? Больше того, рискну заявить, что ничего лучше за последние лет десять Джонни Депп не делал, а с его появлением «Бивень» начинает немного походить на работу Квентина Дюпье, что, опять же, поляризует мнения о фильме.

Tusk

Но при всей своей стебности (даже сама история возникновения идеи снять это нелепа – Смит в своем подкасте купился на шуточное объявление о бесплатной сдаче комнаты в случае, если жилец два часа в день будет носить костюм моржа) картина не пуста. При желании тут можно разглядеть и высказывание и о сущности человеческой природы, и о том, что отличает людей от животных, и, собственно, о том, что повадки иных гомо сапиенсов отличаются от других видов не в лучшую сторону. Любопытен и культурный контекст. Через призму поэмы «Морж и плотник», где человек и морж, гуляя рука об руку, позвали устриц на обед, не сообщив им, что обедом они сами и являются, однако после вдвоем оплакивают гибель этих вкусных существ.

Хотя бы даже потому что «Бивень» после просмотра не скоро сотрется из памяти, ему стоит дать шанс, не обращая внимания на длинноты и некоторую схематичность. И надо отдать должное Смиту за авторскую бескомпромиссность, а также порадоваться тому, что Голливуд способен все еще порождать столь рискованные и неординарные работы.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Один комментарий

  • Дезе Дезе :

    Отдельным плюсом для фильма стал Джонни Депп в роли сыщика Лапуанте. Да, конечно, роль эта настолько несерьезна и идиотична, что, пожалуй, конкурирует с инспектором Клузо, но кто сказал, что это плохо? Больше того, рискну заявить, что ничего лучше за последние лет десять Джонни Депп не делал
    =========================================================
    Именно. Со времен “Свинни Тодда” актерские перфоменсы Деппа осталяли крайне тягостное впечатление – это были или повторения старых образов, или просто отработка номера. И вот, наконец, по-настоящему яркая роль.

Оставьте комментарий



««« »»»