Самый опасный человек

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

В конкурсной программе 36 ММКФ особняком от экзистенциальных драм и концептуальных зарисовок стоит «Самый опасный человек» Антона Корбейна.

Начав в далёком детстве и продолжая в затянувшейся юности, я засматривался снятыми им видеоклипами Depeche Mode, U2, Nirvana, Metallica и других везунчиков. Эти работы легко давали фору многим художественным лентам. Но я вряд ли мог предположить, что когда-нибудь увижу полновесную музыкальную историю от этого маэстро фотографии и кудесника художественных образов.

Но в 2007 году в свет вышел полнометражный байопик «Контроль», посвященный Иэну Кертису из Joy Division. Убедившись, что предположения были неверны, я стал ждать новых лент музыкальной направленности. В результате в 2010 году, на экранах появилась криминальная драма «Американец» про задумчивого киллера в исполнении Джорджа «Доктора Росса» Клуни. Взгляды на творчество Антона Корбейна вновь были изменены. И в 2014 году на кинофестивале в Москве я встретил «Самого опасного человека», обещавшего стать сильнейшим по воздействию шпионским триллером. Поскольку работников плаща и кинжала вполне можно причислить к киллерам, то я вернул себе уверенность в способностях предугадывать будущие ходы мастера. Я наивно решил, что знаю, чего ждать от Антона Корбейна!

«Самый опасный человек» фокусируется на испуганной Европе, после трагедии 9/11 видящей в «каждом смуглом мужчине убийцу». «В ряде случаев это абсолютно справедливо», – соглашается с такой оценкой восточного мира главный герой картины, руководитель секретного антитеррористического отряда Гюнтер Бахман. Выглядит господин Бахман точь-в-точь, как актёр Филип Сеймур Хоффман, для которого эта роль стала последней как в кино, так и в жизни. Но у борцов с терроризмом свои представления о справедливости. Обнаружив прибытие в Гамбург подозрительного чеченца с русскими корнями, отряд Бахмана начинает разработку гостя. Очень скоро выясняется, что несчастный Ваня Карпов (Григорий Добрыгин), принявший ислам и превратившийся в Ису, является только разменной монетой. Он всего лишь хочет скрыться в Германии от России и её военных представителей, не слишком любящих террористов и в меру сил занимающихся их перевоспитанием методами, далекими от подходов Антона Макаренко и Януша Корчака. Манипулируя Исой, старающемся забыть Родину и отказывающемся от многомиллионного наследства, оставленного отцом, Бахман ищет возможности, чтобы поймать крупную рыбу. Ту он тоже собирается использовать как живца в надежде подсечь настоящую акулу терроризма. Но не все люди являются искренними рыбаками.

Симпатичная адвокат правозащитной организации возится с униженными, оскорбленными, убогими и слабоумными, лишь бы досадить отцу из высших кругов общества. Для толерантной Аннабель (Рейчел МакАдамс) важно видеть перед собой несчастье, чтобы иметь возможность проявить заботу и улучшить собственную карму. Но что стоит за этой картинкой, какой художник-оформитель её создал, барышне не важно. До тех пор, пока какой-нибудь Гюнтер Бахман не вставит в глаза спички и не заставит смотреть на то, что скрывается за нарисованным на холсте очагом.

Руководство спецслужб, заклятые друзья американцы, коллеги-карьеристы жаждут результатов. Боссы требуют соблюдения правил, при условии, что их соблюдают все, кроме них самих. Никто не хочет ждать и прикармливать рыбу, чтобы собрать хороший улов. Результат нужен здесь и сейчас. Конечно, антитеррористические подразделения работают, чтобы жизнь людей стала чуточку безопаснее. Но только их главы знают, каких именно людей. Им не нужно, чтобы завтрашний мир оказался лучше. Им нужен отчет и нашивка на рукаве. Прямо сегодня.

Работающий не за страх, а за совесть, Гюнтер Бахман в глазах Антона Корбейна похож на обрюзгшего Дон Кихота из зазеркалья, сражающегося с великанами, кажущимися всем остальным ветряными мельницами. На него плюют, не ставят в грош, и загребают жар его руками. Господин Бахман устало дует на обожженные пальцы, похожие на сардельки, и закуривает первую сигарету из третьей за день пачки. Завтра нужно всё начинать сначала, понимая, что ты отброшен на годы назад. Сложно представить, каких сил требует жизнь ради людей, которые никогда не скажут спасибо и лишь посмотрят вслед с брезгливой жалостью. У Филипа Сеймура Хофмана, закончившего жизненный путь фильмом «Самый опасный человек», эти силы закончились.

В шпионско-террористическом триллере Корбейна есть крупные планы и потрясающий фон, так хорошо знакомый любителям творчества голландца. В нем нет стрельбы и взрывов, но он жёстче большинства кровавых боевиков. В нем нет героев, а есть лишь усталый циничный мужчина. И нет ещё одного – понимания, каким будет следующий фильм Антона Корбейна. Я сдаюсь.

В российский прокат «Самый опасный человек» выйдет в сентябре.

Вячеслав НАЗАРОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Противостояние: Нимфетка и Матрона
Древние барабаны звучат в Москве
Две роли Димы Билана
Иванушка-вербач, Андрей Григорьев-Аполлонов
Коротко
Посвящается Юте
Чистая доска жизни
Фестиваль «Нашествие» – расписание


««« »»»