Принцип коллажа

Рубрики: [Книги]  [Рецензия]  

Издательство «Олма медиа групп» приступило к выпуску серии книг «24 кдра pro…», основанных на ТВ-беседах ведущего проекта «ПРАВДА-24» Евгения Ю. Додолева. «Частный корреспондент» отмечал: «Авторская программа «Правда-24» – самый заметный проект новостного канала «Москва-24» не только из-за формата, но и потому, что каждый выпуск непредсказуем. Ведущий остается как бы ускользающим: вычислить его истинное настроение к собеседнику не представляется возможным. Откровенная неполиткорректность компенсируется обаянием. Грубая лесть – очевидной ироничностью. Однако всегда интересно». В первую из книг серии вошли разговоры с 24 кинематографистами. Предисловие написал самый известный из российских киноведов.

Новая книга Евгения Додолева, как и его предыдущие работы, построена по принципу коллажа. Составленная на основе его телевизионных интервью с героями экрана и сцены нашего прошлого и настоящего, она посвящена не столько кино, сколько калейдоскопу культурной жизни, тому, что я в одной из своих книг и радио «Серебряный дождь» в одной из своих рубрик называем «культур-мультур».

Не удивительно, что самыми интересными и поучительными фрагментами книги Додолева оказываются не столько сами беседы, сколько комментарии к ним, как фактографические (включающие актуальные и скандальные компоненты, типа кто, с кем, зачем и почём?), так и полемически оценочные. Автор демонстративно идёт против течения интеллигентского конформизма, не боясь выставить себя и своих гостей в неблаговидном свете, щадя лишь постоянно присутствующих «в кадре» кошек.

«Весь мир – театр», – повторяют вслед за Шекспиром герои книги. «Весь мир – телевизор», – утверждает своим циклом передач Евгений Додолев.

В этом аспекте чрезвычайно удачным оказывается структурирование материала по поколениям, по датам рождения своих персонажей. В результате на страницах выстраивается логика художественного процесса от «священного животного» подмостков (простите за кальку с французского) Александра Ширвиндта до звезды большого-малого экрана, рождённого «бедной Настей» ФандоринаПетра Красилова, перед читателем разворачивается серия метаморфоз творческой личности в отечественной культуре. К сожалению, старших по возрасту автор-составитель представляет значительно подробнее, чем молодых, видимо, ошибочно считая последних более известными читателю. А хотелось бы наоборот.

И хотя в центре нашего внимания всегда остается личная жизнь интервьюируемых и их творчество почти исключительно с их личной точки зрения, вытесненная на периферию «большая история» всегда присутствует и ощущается «за кадром».

Анекдоты вырастают в метафоры. Именно поэтому я не могу себе отказать в удовольствии внести свою лепту в «малую историю» великих мира искусств.

На страницах книги вы найдёте следы заочной полемики Андрея Кончаловского с одной из его бывших супруг по некогда животрепещущему вопросу: торговал (как утверждал сам Андрей) или не торговал (как считала спутница части его жизни) он икрой, чтобы заработать на прожитье в первые годы своей эмиграции в США? Могу подтвердить – торговал. Я сам привёз ему в Лос-Анджелес на рубеже 80-х двухкилограммовую банку чёрной икры (через таможню её пронёс сотрудник Госкино).

Забавно не это. Он тогда свёл меня не только с Ширли Мак-Лейн, но и с очаровательной француженкой, которая представляла Каннский кинофестиваль в США и очень помогла мне в отборе фильмов на фестиваль Московский. На прощанье в знак благодарности я подарил ей малюсенькую баночку икры и извинился, считая, что близость с Андреем Сергеевичем гарантировала ей доступ к значительно большим количествам российского деликатеса. Как бы не так! Её благодарности не было предела…


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Любимый мой» – хит сезона
Новости
Коротко
Андрей «Макар» Макаревич
«Ной»: Губит людей вода
Нежурналист Дина Гарипова


««« »»»