«Ляпис Трубецкой» – «Матрёшка» ***

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

Некоторые образы в песнях нового альбома выглядят подозрительно злободневными: Олимпиада, геополитика… будто диск, вышедший 1 марта 2014 года, был придуман 28 февраля. Группа «Ляпис Трубецкой» даже выпустила специальное разъяснение: композиции сочинены в 2012 году. «Альбом-сказка» (термина «антиутопия» группа избегает) концептуально выполнен в жанре «музыкально-фантастического кибер-панка, посвященного нашему недалекому будущему». За то, что некоторые пророчества уже сбылись, а некоторые и не думают, коллектив с себя всякую ответственность снял.
Как бы то ни было, концептуальность альбома не особенно пошла ему на пользу. В музыкальном плане «Матрёшка» скорее наследует антиглобалистской трилогии «Капитал»-«Манифест-Культпросвет», чем примирительным «Весёлым картинкам» или беспощадному «Рабкору». «Фантастическому кибер-панку» зримо не хватает разнообразия: сделана ставка на темповые гимны и концертные боевики. При этом смысловую нагрузку текстов тоже никто не отменял, поэтому «концертные боевики» оказываются не столь уже боевитыми: запоминающихся слоганов, предназначенных для группового скандирования, на диске катастрофически (для «ляписов») мало.
Сергей Михалок и Ко сразу включают вторую космическую скорость и так на ней и летят почти до конца, не размениваясь на медляки и лирику. Альбом, полный лязгающего железа, открывается песней «Матрёшка», особенно примечательной в смысле актуальности: тут вам и «обломки империи», и проснувшиеся «вожди ГУЛАГа», и «мощь православных радаров», и «звон олимпийских побед». Припев исполнен поистине «лайбаховской» мощи, хотя и несколько перегружен образами. Далее следует стремительная и борзая «Танцуй», а потом «Танк». Рефрен «я живу в танке» выглядит довольно убедительным, хотя сложно не заметить, что музыкально группа стала повторяться. О том, что уже играет следующая песня «Телевизор», не очень внимательный слушатель узнает только по смене припева на «не смотри телевизор, не слушай радио, не читай газет». А вообще в композиции со столь доходчивым рефреном музыкальное сопровождение могло быть и порезче.
«Воины света», только что обзаведшиеся видеоклипом, отличаются гуманистическим посылом, а музыкально напоминают дворовые «Рамонки». Увы, прежним хитам, к которым «Ляпис Трубецкой» приучил слушателей за последние годы, этот трек уступает. Разбитные дудки заметно освежают песни «Молох» и «Котлован» – последняя, кстати, оказалась едва ли не самым ярким номером на пластинке. «Чайка» и «Командир» подходят под концепцию альбома, но располагаются в конце, когда эта концепция уже начинает утомлять. Серьёзным контрастом основному контенту «Матрёшки» стала кавер-версия летовского «Государства»: даже голос Сергея Михалка и обилие духовых инструментов в аранжировке не сделала эту песню «ляписовской» – харизму «Гражданской обороны» перебить не удалось. Кроме того, наличие «чуждой» композиции ясно доказывает, что кибер-панковская концепция могла (и должна была) быть реализована более разнообразными средствами. Тихая и совсем не боевая финальная «Клоуна нет» исправить ситуацию уже не в состоянии.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»