Вася Обломов – «Ломки Васи Обломова» ****

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

История о том, как брит-поп-певец Василий Гончаров написал песню про Магадан и стал Васей Обломовым, не так интересна, как ее продолжение. (Хотя феномен абсолютно серьезной композиции, которую все восприняли как остроумный стеб, еще ждет своего исследователя.) Рассказав о тяжелой судьбе российского музыканта, Вася в образе недотепы Обломова спел еще много о чем, в местами шутливой, местами отвязной форме, поставив Родине немало диагнозов и посвятив ей весьма точные и жесткие строки. По двум его номерным альбомам можно будет изучать если не историю России, то эмоции потерянного поколения, родившегося в 80-е. Почти не застав советские времена, это поколение было воспитано на гремучей смеси либеральных ценностей, морального кодекса православного христианина и культа денег и успеха. Погнавшись за тремя этими зайцами, несущимися куда попало, очень трудно поймать хоть какого-нибудь из них и сохранить гармоничное отношение к жизни – примерно об этом Вася и пел.

Услышав такое понимание сути вещей, его позвали в проект «Господин хороший», выходивший в первой половине 2013 года на телеканале «Дождь». По жанру это было политическое итоговое ток-шоу, не стесняющееся в выражениях и преподносящее часть тем посредством поэтических и музыкальных номеров. Над программой работали такие мастера политической сатиры, как Дмитрий Быков и Андрей «Орлуша» Орлов, а Васю пригласили вести еженедельную рубрику «Ломки»: та же политсатира, но в песенной форме. Вместо пространных размышлений о судьбе Родины Обломову пришлось к дедлайну сочинять емкие песни-фельетоны – и он прекрасно с этим справился. Пантеон поэтов-«политиков» по праву пополнился его фигурой (и как тут не обратить внимание на бешеную востребованность жанра в условиях отсутствия реальной политики на государственнических каналах).

Вася Обломов не считает «Ломки» номерным альбомом; ему показалось, что среди 14 выпусков рубрики было несколько удачных, поэтому было решено собрать их все под одной обложкой (пятнадцатым идет бонус-трек из пилотной программы). На сайте издателя можно ознакомиться со списком информационных поводов, спровоцировавших создание той или иной песни. А можно этого не делать, потому что, даже сочиняя на злобу дня, Вася почти в каждом треке не обошелся без пары-другой убийственных поэтических – а то и музыкальных – попаданий.

Вот, например, композиция «Нечисtotal» написана под воздействием малозначительной и мгновенно забытой новости о том, что «в России накоплено 90 млрд тонн отходов, большая часть которых не имеет собственника». А ее красивый лирический рефрен «90 миллиардов тонн говна» попробуй забудь! Строка «В Сочи есть вода, песок и глина, мы из них слепили два трамплина», да и вся песня «Самый сочь» метит в почти официальные гимны зимней Олимпиады в субтропиках. «Всегда готовченко» – реакция на возрождение комплекса ГТО – перечисляет, к чему еще должен быть всегда готов приличный гражданин своего государства. «Космос, короче» рапортует об успехах советс… российской космической науки: «Пускай мы попадаем в унитаз через раз, зато какая точность у ГЛОНАСС». «Комариная песня» написана от лица очень остроумных селигерских комаров, которые приветствуют слеты «нашистов» и прочих «идущих вместе»: «И примите нас тоже в «Единую Россию», в интернете писали – она тоже сосет». В композиции «Идет ЕГЭ, качается» Обломов неожиданно точно формулирует национальную идею: «Спасибо Госдуме и вашим министрам, вы учили нас этому долгие года, мы молодые, мы учимся быстро, мы скачали ваш опыт и стиль труда. Мы придем вам на смену и всё докачаем, то, что вы сами скачать не смогли, жратву из Европы, шмотки из Китая, деньги с кредиток, нефть из земли. Владимир Владимирович, на этой неделе мы с вашей помощью сдали на пять экзамен по российской национальной идее – не пахать, не строить, а только качать». «К лесу задом» посвящена свежей и интересной идее в пожароопасное время штрафовать на тыщу рублей за нахождение в лесу (и другим запретительным инициативам): «На поле колосился хлеб, постились мотыльки, внезапно скрип духовных скреп раздался у реки, и вскоре, заслоняя взор, на той тропе возник казачий Роспотребнадзор, пожарный и лесник… Недавно в Думе наш конгресс сформировал закон о том, что наш российский лес – не для прогулок он. В лесах преступный интерес имеет либерал, Навальный тоже вышел в лес и весь его украл».

И, конечно, Вася Обломов даже в рамках вроде бы сиюминутного проекта не обошелся без «песни о главном». Она называется «Пятиминутка ненависти», написана по следам зверского убийства гея в Волгограде, но повествует об извечной российской легкости скатывания в зверство: «Алый рубец над кремлевскими стенами, бьется народ в справедливом экстазе, светит звезда под названием «ненависть», станет Россия свободной от грязи, когда мы убьем извращенцев, злодеев, всех алкоголиков и всех наркоманов, всех трансвеститов, евреев и геев, всех проституток, бомжей, лесбиянок… Зарежем, ударим и вырвем глаза. Кто будет против? Все будут за». На этом Вася не останавливается и продолжает «подбрасывать»: «Всех иноверцев, туристов и чурок, владельцев машин и владельцев собак, всех, кто с балкона бросает окурок, всех больно умных и всех, кто дурак, служителей церкви, Госдуму, полицию, хипстеров, пенсионеров, врачей, всех толерантных и всю оппозицию, всех иностранцев и всех москвичей». Вы скажете, автор утрирует? Почитайте какие-нибудь форумы – там глас народа куда более кровожаден, чем фантазии Васи Обломова. И недаром в аранжировке песни важное место занимают удары колокола. Интересно, он звонит по врачам или по москвичам?

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»