«МК» Vs «Аэрофлот»

Как-то, сам того не заметив, вступил на тропу войны с «Аэрофлотом». Написал реплику о их проколе незначительном. Опубликовал. Однако волшебным образом через пару дней текст исчез! Не стало его на сайте «МК». И даже кэш «Яндекса» копию не сохранил. У меня нет и не может быть претензий к редколлегии моей репортерской альма-матер. Я помню своего первого главреда Пал-Николаича Гусева как мужественного смельчака и даже описал один из эпизодов своей журналистской биографии, эти качества (отвагу & профсолидарность) демонстрирующих (в книге «Битлы перестройки»). Однако, как известно, бабло побеждает зло.

Думаю, что зачистку произвела коммерческая служба. Объясню, как это работает. «Аэрофлот» (равно как и РЖД, и прочие транспортные гиганты) тратит огромные деньги на оплату т.н. «блоков». То есть компания платит СМИ за молчание. Это один формат. Другой – оплачивается превентивное изъятие любой негативной инфы (это более редкая опция, поскольку у заказчика и деньгополучателя порой случаются расхождения в трактовке «что есть хорошо и что есть плохо»). Для тех, кто не в теме, расскажу подробней. Помню, в бытность свою исполнительным директором Издательского Дома Родионова ввел следующую практику: специальный человек Маша отслеживал на серваке любые упоминания заказчика и докладывал мне. Если монстр-перевозчик упоминался, например, в наших еженедельниках «Профиль» и/или «Компания», принимались скоординированные с редколлегией решения, в других журналах просто корректировалась тональность, если она была явно негативной. Последнее, кстати, делалось как бы бонусом, поскольку проплата шла только за деловые издания. Тогда, пять лет назад это стоило €5.000 ежемесячно. За каждый из еженедельников. Деньги заносило авторизованное PR-агентство. То есть заказчик платил где-то вдвое больше. То есть годовой блок в нашем ИД обходился этому партнеру примерно в четверть миллиона евро (хотя, порой блок ставился не на весь год, а на период инфовойн).

По моей оценке, тот же «Аэрофлот» тратит в год около четверти миллиарда рублей за такого рода круговую поруку в отечественной медийке. Кто именно на контракте, отследить несложно. Вот, например, скандал АФЛ Vs Якубович был такой лакмусовой бумажкой: две газеты одного холдинга абсолютно по разному освещали конфликт. Просто один бренд входил в обойму проплаченных, а другой проходил у авиаперевозчика по внутренней номенклатуре как «несерьезный». И это не догадка, это инсайд.

Казалось бы, на такие деньги «Аэрофлот» мог бы много славных дел провернуть, приподнять потрепанную ненужными разборками репутацию. Можно перевозить бесплатно инвалидов + ветеранов, организовывать благотворительные чартеры для сирот, помогать бывшим летчикам компании… казалось бы. Но! Но дело в том, осмелюсь предположить, что такого рода траты не откатоемки. Стало быть, нет интереса. Да и хлопотно. Откат от пиарщиков где-то в коридоре 15 – 40 %. Есть ради чего биться.

Возвращаясь к исчезнувшей публикации на www.mk.ru: сколько бы не было $$$ у АФЛ на то, что профессиональные пиарщики на Западе называют control, всех купить не позволит бюджет. На каждое хитрое что-то найдется что-то с винтом. И нет, винты – это не про самолеты.

Евгений Ю. ДОДОЛЕВ.

PS. И на всякий случай, текст от 27 апреля, который был доблестно зачищен:

Ночью позвонил в «Аэрофлот» и поинтересовался, можно ли поменять билет с 10 на 8 мая. Без проблем, сказала девушка. Штраф €60 + €74 за смену тарифа. Не вопрос, поменяли. Мне надо было лишь подъехать в любой̆ из офисов компании и оплатить транзакцию. Кстати, для справки: сейчас билет Москва – Малага – Москва на «майские» стоит около 80 тысяч рублей̆ (точнее 79.098 руб. по датам, допустим, со 2 по 10 мая). Эконом‐класс. Просто так, повторю, для справки.

В 8:33 меня разбудил звонок из «Аэрофлота». Извинялись, говорили, что их сотрудницей̆ «допущена ошибка» и поменять билет нельзя. То есть, можно, но уже за… пятизначную сумму! Оператору Наталии (№ 7727) я сказал, что, мол, нет, так не пойдёт, пусть тогда уж остается как есть – 10 мая. Ан нет, «Аэрофлот» этот билет (купленный̆ в начале марта) уже аннулировал и поэтому или не лететь вообще или платить им столько, сколько они скажут. Еще раз поясню: билет, купленный̆ еще в начале марта, сотрудница компании аннулировала по ошибке.

Невероятно? Я когда рассказал об этом у себя в Facebook’е, мне многие тоже не поверили. Действительно, дичайшая ситуация: ведь «Аэрофлот» признает, что это их собственный̆ просос, так с какой̆ стати пассажир должен платить свои $$$ за некомпетентность работников перевозчика? Я даже подумал, что это такая мелкая подленькая мстя за мои беседы с Леонидом Якубовичем. Однако оказалось нет. Просто феерический̆ гендир Виталий Савельев так организовал дело в компании. Мне и на форуме компании не верят: мол, должны были вернуть все как было. Должны. Были. Все кажется таким очевидным.

Решил сделать сюжет про это невероятное кидалово. Ведь сейчас все летят на «майские», надо знать, какие сюрпризы может крупнейшая российская авиакомпания преподнести пассажирам. Позвонил «аэрофлотовскому» пресеку Ирине Данненберг (на фото). Чтобы не пользоваться прилагательными, замечу что голос пресс‐секретаря компании-которая‐ошибается – внешности вполне соответствует. Понимайте как хотите. Короче, она рекла: за три дня надо съемку согласовывать в любом Аэрофлот‐интерьере. Ну ладно, попросил ее собственный̆ комментарий ситуации для газеты. Бросила трубку. Удивился, погуглил: оказалось, что масштабное хамство этой̆ авиа‐женщины засвидетельствовано в полный̆ рост. Даже респектабельные «Ведомости» отмечали «бросила трубку».

Ну что делать. Поехал сейчас в новый̆ офис на Тверской‐Ямской, заплатил пятизначную сумму, равную, как мне сказали, месячной̆ зарплате того оператора, которая ошиблась, аннулировав билет.

Вот к чему это все. В середине марта депутат Исаев, посчитав что использование термина «политические проститутки» (© В.И.Ленин) в отношении его коллег на страницах «МК» возмутительно, заявил: «Мелкие твари – расслабьтесь, вы нам безразличны. А вот конкретный̆ редактор и автор ответят жёстко». Я так понимаю, что в трактовке наших славных депутатов, «мелкие твари» = исполнители без полномочий, простые журналисты и вообще «простые», те у кого нет ни мигалок, ни завязок нужных. Вот у меня нет претензий к милым & безупречным девушкам из «Аэрофлота» – операторам call‐центров, кассирам, представителям. Никто не застрахован от ошибок. Никто. Ну ошиблась, ну что‐то там перепутала, не ту кнопку нажала… У меня есть претензии к условно говоря «тварям крупным» (© как бы А.К.Исаева): манагеру Виталию Савельеву, который̆ рулит Аэрофлотом и, конечно, к этой̆ более чем странной̆ Данненберг, просто упивающейся, как мне кажется, своей̆ безнаказанностью. После виктории над уставшим бороться Якубовичем. Я буду их судить. Тварей̆ крупных и не оч.


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Капитан Кирк и его команда
Новый мюзикл Максима Леонидова
Солдат Победы
Береzovский забыт?
Сервису не хватает света
В моей жизни не было любви
Задушить собственный страх
Финчер отказался от «Клеопатры»
Классик против Спонсорососок
Мастер Ширвиндт неистребимых нюансов


««« »»»