Пещеры для нашего времени

Рубрики: [Разное]  

новости ТатарстанМногие месторождения мраморного оникса в Мексике и Алжире связаны именно с такими поверхностными водными растворами, переотлагающими углекислый кальций в отдельных частях подземных пещер.

Вероятно, несколько иного происхождения мраморные ониксы Закавказья, любоваться которыми мы можем в великолепных облицовках станции «Киевская» Московского метрополитена. По-видимому, в этом случае мы имеем дело с осадками глубинных тёплых растворов.

Наряду с образованием в пещерах красивых сталактитов и сталагмитов мы наблюдаем здесь и другой очень важный процесс. Известняк, гипс пли доломит растворяются, углекислые или сернокислые соединения выносятся, и остается нерастворимое вещество, главным образом в виде глинистых продуктов кремнезема, а также ряда окислов трудно мигрирующих химических веществ, особенно окислов алюминия, железа и ванадия. Такой глинистый или илистый остаток от растворения известняков, обычно характерного ярко-красного или бурого цвета, откладывается в нижних частях пещеры или подземных ходов и нередко переслаивается сталагмитовыми корками, придавая им полосатую красную окраску.

Эти красные глинистые образования нередко носят название «терра росса» (красная земля) и имеют большое практическое значение. Они весьма богаты глиноземом и окисью алюминия. Содержание последнего иногда настолько велико, что мы должны их считать бокситами, богатыми рудами алюминия. Правда, в последнее время все более и более выясняется, что самые крупные скопления бокситов представляют собой озерно-континентальные и прибрежно-морские отложения, но несомненно, что некоторые месторождения бокситов связаны с карстовым процессом.

новости ВоронежОднако гораздо разнообразнее и шире процессы позднейшего заполнения ранее образованного карста. В этом случае мы также различаем несколько типов химических процессов.

К первому типу мы относим заполнение полостей химическими осадками и механическими продуктами, поступающими с земной поверхности. В пустотах карста иногда накапливаются массы глины, почвы и других поверхностных образований. Нам известны месторождения чистых глин-каолинов, которые, несомненно, возникли путем механического осаждения. Это — продукты разрушения гранитных пород, принесенных порой издалека и осевших из быстротекущих рек в углублениях карстового русла. Таковы, например, своеобразные воронки в архейских известняках Финляндии, заполненные каолином или глинами.

Заполнение таких воронок и пещер механическими наносами идет в широких масштабах. При этом наносы несколько подразделяются (дифференцируются) по тяжести, и наиболее тяжелые составные части песков, так называемые шлихи, нередко накапливаются в понижениях карста или в отдельных воронках. Такое явление характерно, например, для золота. В ряде африканских месторождений пески в карстовых воронках богаче волоком, чем на других участках известкового плато. Точно так же и в алмазоносных областях Африки кристаллики алмаза благодаря своему высокому удельному весу нередко скапливаются именно в понижениях и пустотах карстового ландшафта.

Ко второму типу нужно отнести образования, возникшие под влиянием деятельности живых организмов. Пещеры — излюбленное место обитания диких зверей. Они нередко приносят сюда свою добычу, вследствие чего в пещере за огромные промежутки времени скапливается большое количество костей, т. е. фосфорной кислоты, фтора и кальция. В результате образуются сложные руды фосфатов, алюминия, железа и кальция. Сюда же надо отнести и скопления в пещерах помета летучих мышей. Эти скопления бывают иногда настолько мощными, что приобретают практическое значение как источник прекрасного удобрения. Интересно отметить, что, поскольку эти образования связаны с живыми организмами, в них нередко содержится высокий процент азотной кислоты, и отдельные горизонты их оказываются пропитанными селитрой.


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»