«Трайбека» перебазируется

Нью-йоркский международный кинофестиваль «Трайбека», задуманный после падения башен Международного торгового центра как один из механизмов возрождения культурной жизни в той части Манхэттена, которая была напрямую поражена катастрофой, сегодня существенно трансформировался. Фестивальный центр переместился в квартал Челси, большая часть показов также сдвинулась за пределы первоначального треугольника вверх, хотя еще и не достигла 42-й улицы и границ Центрального парка.

При этом подозрительность, с которой кинематографическая среда изначально воспринимала этот громкий проект, как более связанный с недвижимостью, чем с искусством (несмотря на присутствие среди основателей самого Роберта де Ниро), никуда не делась. Качество фильмов, впрочем, как и везде, оставляло и оставляет желать лучшего, их количество (85 полнометражных лент в этом году) для 10-дневного фестиваля невелико, а в последние годы из программы исчезли специальные разделы для фильмов, сделанных в Нью-Йорке (документальных и игровых), хотя соответствующие призы сохранились.

Приход нового художественного руководителя – харизматичного Джеффри Гилмора, которого «Трайбека» переманила у своего главного конкурента – фестиваля независимого кино «Санденс», пока никак не сказалось на программе.

В нынешнем, как и в предыдущие годы, документальная часть программы была оригинальней и интересней игровой. Не случайно на открытии главной звездой, наряду с Де Ниро, был лауреат премии «Оскар» Алекс Гибни, который принимал участие в создании трех фильмов программы. Он был одним из режиссеров экранной версии знаменитой книги Стивена Левитта и Стефена Дабнера «Уродономика». Сенсацией стала мировая премьера его новой работы «Мое путешествие в Аль-Каиду». Гибни также представил аудитории материал своего еще не законченного фильма о бывшем губернаторе Нью-Йорка Элиоте Шпитцере.

Жюри же отдало предпочтение (по принципу политкорректности) трогательной американской ленте «Моника и Дэвид» Александры Кодины о любви молодых людей, страдающих синдромом Дауна. Приз зрительских симпатий в этом году тоже ушел документалистам Скоту МакФэдиену и Сэму Данну за впечатляющий образ канадского ансамбля «РАШ: По ту сторону освещенной сцены». Не удивительно, что особый интерес вызывали фильмы «по ту сторону игровой и неигровой». Так, «Похороненная страна» американцев Джеффри Алана Родса и Стивена Иствуда, снятая в Боснии, была посвящена местной легенде о следах древней цивилизации, якобы сохранившихся под напоминающими пирамиды тремя холмами в окрестностях боснийской деревни.

Среди игровых картин международное жюри отдало предпочтение немецкой ленте «Чужая» (официальное англоязычное название «Когда мы уезжаем») Фео Аладаг – эпопеи турчанки, завоевывающей независимость не только во враждебном окружении, но и в освобождении от мужа-тирана. Приз получила также исполнительница главной роли, бывшая стриптизерша Сибель Кекилли, известная нашему зрителю по фильму Фатиха Акина «Головой об стену».

Игровая часть программы в целом напоминала сборную солянку. Чего только тут не было: от кровавого гротеска «Взбешенные транссексуалки с ножами» Исраэля Луны до интеллектуально изысканного «Уильяма Винсента» профессора киношколы Нью-йоркского университета Джея Анании с Джессом Франко в главной роли. И вновь, уже по нью-йоркской программе, победила политкорректность – картина «Моногамия» Дэны Адама Шапиро – нравоучительный детектив, где эротика в конечном итоге оказывается на службе брака.

Надо отметить, что чувство неудовлетворенности ощущалось только на городских площадках. Фестиваль развернул впечатляющую компанию в Интернете и продолжил экспансию на перенасыщенный финансами Ближний и Средний Восток. Прежний руководитель «Трайбеки» Питер Скарлет стал программным директором нового международного киносмотра в Абу-Даби. Проект «Трайбека-Доха» в столице Катара рекламировался как одно из главных мероприятий этого года. Приоритеты бизнеса очевидны.


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

За возвышение души человека
RadioСat пополнилась гитарой Мэнсона
Коротко
Казус Рудинштейна
Безумство храбрых
Удачные неудачники
Консервированная душа
15 лет идиотизма
«Железный человек»: Наука против шоу-бизнеса
Семейные трудности


««« »»»