Земфира – «Вендетта»

Я заводил альбом разным людям и спрашивал, как им понравилась новая Земфира. «Ничего особенного», – отвечали люди. Заодно я сам переслушивал пластинку и с каждым разом мое «ну как?» звучало все восторженнее.

«Вендетта» – не альбом прямого действия. Он открывается постепенно, разными гранями и разными треками. Если вам одни композиции альбома понравились больше других, нет никаких гарантий, что непонравившиеся (вроде бы) в какой-то момент не начнут сами по себе крутиться у вас в голове. Пожалуй, это даже прикольнее, чем дебютник Земфиры, влюблявший в себя сразу и безоговорочно. «Вендетта» – паззл, который каждый может собрать самостоятельно из красивых мотивов, проникновенных стихов, электронных звуков, сменяющихся тяжелым роком. Причем конечный результат у всякого собирателя будет разным.

«Вендетта» открывается прямолинейными хард-роковыми звуками, переходящими в новую версию песни «Небомореоблака». Эта композиция прошлым летом стала первым радиосинглом нового альбома, но не особенно убедила скептиков в светлых перспективах возвращения Земфиры из творческого отпуска. Видимо, певица тоже не была вполне уверена в аранжировке «Неба…» – и кардинально переделала ее в жестком стиле. Стало лучше или нет – вопрос дискуссионный; но лишним доказательством того, что Земфира – хороший и ищущий музыкант, – пертурбации песни являются. «Дыши» начинается чересчур монотонным запевом, но со слов «и не держи, мне известны все твои уловки» следует кусок красивейшей мелодии. Не последней на этом альбоме, в котором Земфира выдает открытия дозированно, но к концу их набирается вагон и маленькая тележка.

Следующая песня «Итоги» – хит уже безоговорочный. На созданный с помощью Влада Креймера электронный каркас нанизан текст столь точный и трогательный, что экспериментальность саунда отходит на второй план: «Я ухожу, оставляя горы окурков, километры дней, миллионы придурков…» Кстати, в хорошо известной «Прогулке» вопросы вызывали как раз стихи, будто бы не дотянувшие до уровня мелодии, вдовинской аранжировки и земфириного настроения; и только в окружении остальных номеров альбома текст «Прогулки» выглядит гармоничным. Из песни «Так и оставим» я бы убрал вообще все слова – оставил бы только невероятный брит-поповый вокализ, заменяющий здесь припев. В «Самолете», напротив, нет разделения на куплеты – это поток сознания, меланхоличная бубнилка, чужие откровения, которые можно слушать, можно не слушать, но от них не удастся отвертеться: песня буквально впитывается в кровь. «Дай мне руку», наоборот, бьет в кость наотмашь: произведение кажется преувеличенно задорным для этого альбома – впрочем, замедленные, вкрадчивые фрагменты есть и здесь. Надо ли говорить, что ради них и стоит слушать эту песню?

Попытка Земфиры записать блюз («Блюз») привела к тому, что аранжировка действительно получилась почти блюзовой, но мелодически произведение похоже на «Бесконечность» с «Четырнадцати недель тишины» – симбиоз, однако, выглядит занятно. «Друг» сделан с участием Игоря Вдовина – получился скучноватый электронный романс, который тем не менее на порядок интереснее прочей отечественной компьютерной музыкальной продукции. «Жужа» – несколько пар восхитительных рифм и образов («мы растворяем друг друга, Жужа, как кислота или что хуже»), еще один непрекословный хит; смущает только заглавное имя – звучит пошловато. В «Малыше» Земфира вновь ловко переходит от рубленого хард-рока к небесной красоты музыкальным фразам, но от такой амплитуды колебаний у слушателя немного кружится голова. В песне «Повесица» применяется примерно тот же прием, но в другой последовательности – жесткий здесь как раз припев. «Красота» перекликается с «Самолетами», только здесь мало слов, но много музыки почти камерного толка: примечательна спевка фортепиано с электронными клавишными.

Дальше идут бонусы, и первым из них стала едва ли не самая потенциально любимая песня «Разные»: простенький припев «И все такие разные, счастливые-несчастные, на этих самых разностях построен этот мир, подумала и взвесила, и грустно мне, и весело, и даже эта песенка найдет себе эфир» очень сложно не напевать себе под нос – вот и придется всей страной напевать. А второй бонус-трек – «Jim Beam», переписанная на радость фанатам песня 1997 года. Слушая ее, отчетливо понимаешь, зачем люди скачивают из сети ранние неизданные песни Земфиры. И не забудьте: одного раза недостаточно. «Вендетта» будет долгой.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Аль Бано забросали… комплиментами
«Побег»: голливудский бальзам на русскую душу


««« »»»