«Свинья»: Рок-н-ролл угнетённых

Свинья

Государственный запрет на творческую деятельность – а точнее снимать фильмы – для Ирана одна из самых острых болевых точек. Сразу же приходит на ум тяжёлая судьба великолепного иранского кинематографиста Джафара Панахи, приговорённого к домашнему аресту и внесённого в так называемый «чёрный список». Точно в таком же списке находится и некогда популярный, а теперь вынужденный унижаться, снимая рекламу средства от тараканов, режиссёр Хасан (Хассан Маджуни) – главный герой рок-н-рольной абсурдистской комедии Мани Хагиги «Свинья». 

 

Нельзя сказать, что и до этого у него всё складывалось отлично, но сейчас у Хасана, возрастом за 40, а душой за 20, чей гардероб состоит преимущественно из футболок культовых рок-групп вроде AC/DC, Black Sabbath и Metallica, началась очередная тёмная полоса в жизни. Снимать кино ему нельзя уже больше года, его постоянная актриса и верная муза Шива (Лейла Хатами) вот-вот сбежит от него к давнему сопернику, теперь уже ставшему самым модным режиссёром страны, а в довесок ко всему в Тегеране ещё и серийный убийца завёлся, который убивает исключительно иранских кинематографистов, отрубая им головы, вырезав перед этим на лбу презрительное «Свинья». Но не смерти боится Хасан, а забвения – ему до ужаса обидно, что убийца совершенно не заинтересован в нём. Неужели я не достоин этого, восклицает герой. Такой укол в эго артиста побуждает Хасана к действиям. 

 

Провокатор Хагиги поначалу ловко балансирует на грани отчётливого публицистического высказывания и откровенного фарса. Режиссёр открыто высказывается против государственной политики запрещать артистам творить, однако помещает всё это в крайне сатирическую оболочку – ведь по сути для настоящего режиссёра отлучение от профессии сродни обезглавливанию. Отличное чувство юмора Мани Хагиги прослеживается ещё и в том факте, что четвёртой жертвой в его фильме стал он сам. Да, мы становимся свидетелями не только отрубленной головы иранского режиссёра, а еще и его похорон, куда приглашён и главный герой, по совместительству его давний приятель. 

 

Высмеивает Хагиги и нынешнее отношение людей к социальным сетях, начиная фильм с кадров четырёх девушек, обсуждающих свои посты в Инстаграме (Твиттер и Фэйсбук в Иране запрещены) под тревожную музыку, а затем устраивая настоящий суд над Хасаном, компрометирующее видео с которым появилось на просторах Интернета. Всего одним роликом можно уничтожить добропорядочное имя человека, закидав его обвинениями без особых доказательств – чем не своевременный комментарий иранского режиссёра в адрес политики движения MeToo? 

 

Ближе к концу тон фильма меняется. Несмотря на крайне абсурдный момент задержания Хасана полицией, которая медленно подплывает в лодке-лебеде к герою, беседующему со своим сталкером (чтобы хоть как-то укрепить своё эго) во время прогулки на небольшом катамаране на озере, дальнейшие события начинают приобретать крайне серьёзный характер. И здесь начинается диссонанс восприятия: абсурдистская комедия превращается в социальную драму, а то, что Хагиги так искусстно прятал под ковёр сатиры, уже начинает приобретать форму крика о помощи. Спасает же такое положение дел чисто тарантиновский финал, в котором есть и фарс, и тоны чёрного юмора, и кровь с отрубленными конечностями – в общем, всё, что позволяет по итогам назвать «Свинью» Мани Хагиги одним из самых запоминающихся и смелых представителей иранского кинематографа. Кроме того, сам Иран здесь, как правильно гласит слоган фильма, такой, каким вы его ещё не видели – словно из работ Паоло Соррентино: лоск, блеск, роскошные приёмы, вечеринки в костюмах насекомых под электронику и персидский рок… в общем, лучше самому увидеть.  

Свинья (The Pig)

Свинья  Постер

Год: 2018

Жанр: драма, комедия

Страна: Иран

Режиссер: Мани Хагиги

Сценарий: Мани Хагиги

Продюсер: Мани Хагиги

Оператор: Махмуд Калари

Художник: Амир Оссейн Годзи, Негар Немати

В ролях: Хассан Маджуни, Лейла Хатами, Лейли Рашиди, Париназ Изадйар, Сиамак Ансари, Айназ Азархуш, Али Багери, Мина Джафарзаде, Али Мосаффа

Мировая премьера: 21 февраля 2018

Премьера в РФ: 19 апреля 2018, «A-One Films»

Продолжительность: 108 мин. / 01:48


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»