Государственный запрет на творческую деятельность – а точнее снимать фильмы – для Ирана одна из самых острых болевых точек. Сразу же приходит на ум тяжёлая судьба великолепного иранского кинематографиста Джафара Панахи, приговорённого к домашнему аресту и внесённого в так называемый «чёрный список». Точно в таком же списке находится и некогда популярный, а теперь вынужденный унижаться, снимая рекламу средства от тараканов, режиссёр Хасан (Хассан Маджуни) – главный герой рок-н-рольной абсурдистской комедии Мани Хагиги «Свинья».
Нельзя сказать, что и до этого у него всё складывалось отлично, но сейчас у Хасана, возрастом за 40, а душой за 20, чей гардероб состоит преимущественно из футболок культовых рок-групп вроде AC/DC, Black Sabbath и Metallica, началась очередная тёмная полоса в жизни. Снимать кино ему нельзя уже больше года, его постоянная актриса и верная муза Шива (Лейла Хатами) вот-вот сбежит от него к давнему сопернику, теперь уже ставшему самым модным режиссёром страны, а в довесок ко всему в Тегеране ещё и серийный убийца завёлся, который убивает исключительно иранских кинематографистов, отрубая им головы, вырезав перед этим на лбу презрительное «Свинья». Но не смерти боится Хасан, а забвения – ему до ужаса обидно, что убийца совершенно не заинтересован в нём. Неужели я не достоин этого, восклицает герой. Такой укол в эго артиста побуждает Хасана к действиям.
Провокатор Хагиги поначалу ловко балансирует на грани отчётливого публицистического высказывания и откровенного фарса. Режиссёр открыто высказывается против государственной политики запрещать артистам творить, однако помещает всё это в крайне сатирическую оболочку – ведь по сути для настоящего режиссёра отлучение от профессии сродни обезглавливанию. Отличное чувство юмора Мани Хагиги прослеживается ещё и в том факте, что четвёртой жертвой в его фильме стал он сам. Да, мы становимся свидетелями не только отрубленной головы иранского режиссёра, а еще и его похорон, куда приглашён и главный герой, по совместительству его давний приятель.
Высмеивает Хагиги и нынешнее отношение людей к социальным сетях, начиная фильм с кадров четырёх девушек, обсуждающих свои посты в Инстаграме (Твиттер и Фэйсбук в Иране запрещены) под тревожную музыку, а затем устраивая настоящий суд над Хасаном, компрометирующее видео с которым появилось на просторах Интернета. Всего одним роликом можно уничтожить добропорядочное имя человека, закидав его обвинениями без особых доказательств – чем не своевременный комментарий иранского режиссёра в адрес политики движения MeToo?
Ближе к концу тон фильма меняется. Несмотря на крайне абсурдный момент задержания Хасана полицией, которая медленно подплывает в лодке-лебеде к герою, беседующему со своим сталкером (чтобы хоть как-то укрепить своё эго) во время прогулки на небольшом катамаране на озере, дальнейшие события начинают приобретать крайне серьёзный характер. И здесь начинается диссонанс восприятия: абсурдистская комедия превращается в социальную драму, а то, что Хагиги так искусстно прятал под ковёр сатиры, уже начинает приобретать форму крика о помощи. Спасает же такое положение дел чисто тарантиновский финал, в котором есть и фарс, и тоны чёрного юмора, и кровь с отрубленными конечностями – в общем, всё, что позволяет по итогам назвать «Свинью» Мани Хагиги одним из самых запоминающихся и смелых представителей иранского кинематографа. Кроме того, сам Иран здесь, как правильно гласит слоган фильма, такой, каким вы его ещё не видели – словно из работ Паоло Соррентино: лоск, блеск, роскошные приёмы, вечеринки в костюмах насекомых под электронику и персидский рок… в общем, лучше самому увидеть.
Свинья (The Pig)
Год: 2018
Жанр: драма, комедия
Страна: Иран
Режиссер: Мани Хагиги
Сценарий: Мани Хагиги
Продюсер: Мани Хагиги
Оператор: Махмуд Калари
Художник: Амир Оссейн Годзи, Негар Немати
В ролях: Хассан Маджуни, Лейла Хатами, Лейли Рашиди, Париназ Изадйар, Сиамак Ансари, Айназ Азархуш, Али Багери, Мина Джафарзаде, Али Мосаффа
Мировая премьера: 21 февраля 2018
Премьера в РФ: 19 апреля 2018, «A-One Films»
Продолжительность: 108 мин. / 01:48