«Бэтмен. Убийственная шутка»: Трепетная экранизация культовой истории

«Бэтмен Убийственная шутка»

«Чтобы превратить самого здравого человека на свете в полного психа, нужен всего один плохой день», – утверждает Джокер в культовой графической истории от живых легенд в мире комиксов Алана Мура и Брайана Болланда «Бэтмен: Убийственная шутка». Почти тридцать лет прошло с момента первой публикации, и только сейчас фанаты Бэтмена со всего мира, наконец, могут насладиться весьма достойной анимационной экранизацией, пожалуй, лучшего произведения о Джокере в истории жанра. 

Однако режиссер Сэм Лью и сценарист Брайан Аззарелло потомят вас в еще небольшом ожидании, пока мультфильм окончательно превратится в историю противостояния Джокера и Бэтмена. Первые 28 минут «Убийственной шутки» посвящены отнюдь не вышеперечисленным персонажам. Рассказ начинается от лица Барбары Гордон, или Бэтгёрл. В этом почти получасовом прологе создатели решили уделить этой героине особое внимание, таким образом придав последующим событиям, описанным в оригинальном комиксе, более острый и драматический характер. В первую очередь, нам представили крайне основательный и детализированный портрет Бэтгёрл, чего уж точно не ожидалось в фильме с заголовком «Бэтмен». Во вторую, был сделан акцент на их непростых отношениях с Тёмным рыцарем, ведь Бэтгёрл – это не Робин, к которому Бэтс относится больше как к ребёнку, нежели равному боевому товарищу, Барбара уже взрослая и состоявшаяся личность, которая привлекает не только своими навыками, но и банально внешним видом. Аззарелло выбрал весьма интересную причину разрыва профессиональных отношений между героями, которая вылилась в отказе Барбары продолжать заниматься всей этой супергеройской деятельностью. Пролог получился достаточно самостоятельной историей, не особо повлиявшей на основную сюжетную линию «Убийственной шутки», однако оказавшейся приятным дополнением. 

Дальше история развивается, как говорится, by the book. Расхождений с комиксом почти нет, есть небольшие изменения и излишки сценарного творчества Аззарелло, которому свойственен во всех его работах отход от смысла к действиям. Самым ненужным сценарным ходом, на мой взгляд, оказалось превращение цирка уродов (абсолютно фоновые персонажи в оригинале) в полноправные боевые единицы Джокера. Алан Мур, как и в своих культовых «Хранителях» или в «V – значит Вендетта», в «Убийственной шутке» снова переписал правила супергеройского жанра. Мало того, что он наконец-таки дал ответ на будоражащий умы миллионов поклонников историй о Бэтмене вопрос – как же на самом деле появился на свет Джокер – так еще и последней страницей разжег спор таких масштабов, что угли от него до сих пор пепелятся. Но нужно отдать должное, заслуга здесь скорее художника Брайна Болланда, нарисовавшего финальную сцену таким образом, что наверняка сказать, чем закончилась «Шутка» невозможно. Либо на истерической ноте, либо на критической для одного из героев. Выбор Сэма Лью, который мы видим в конце мультфильма, оказался не двузначен – для кого-то он станет разочарованием, а кто-то сочтет такой конец идеальным. Хоть мультфильм и имеет замечательную анимацию, прилежно срисованную с персонального стиля Болланда, эмоциональный эффект от концовки весьма далёк от комиксного оригинала. Вроде и кадр в кадр, но что-то не так, немного небрежное внимание к малейшим деталям, и дух оригинала постепенно развеивается. Всё же финальная сцена в заброшенном парке развлечений под проливным дождем смотрелась куда атмосфернее, чем сцена за складом под чуть-чуть моросящим дождиком. 

«Бэтмен: Убийственная шутка» стал первым мультфильмом анимационной вселенной DC, получившим рейтинг R. Здесь есть и секс, и брутальное насилие, однако употребление и первого, и второго выглядит крайне обоснованно, а для фанатов комиксов так вообще горячо ожидаемо (давним фанатам, детям всё же этот мультфильм не стоит показывать). Кроме истории, главным объектом восхищения стали актёрские работы, которые в данном случае заключаются только в голосе. Кевин Конрой вернулся к озвучиванию Бэтмена, а Джокер снова заговорил голосом Марка Хэмилла. Причем крайне странно постоянно замечать, как в разговорах о киноверсиях Джокера всплывают имена лишь Джека Николсона, Хита Леджера и Джареда Лето. Хэмилл в озвучке Джокера феноменален, причем занимается он этим еще с 1992 года. В «Шутке» его приятно слушать, и когда он рассуждает о судьбе, и когда угрожает убить, и даже когда поёт. 

«Убийственная шутка» именно такая, какую её ждали фанаты. Трепетное отношение к оригиналу искупает мелкие огрехи в детализации, а пролог, несмотря на всю свою противоречивость, не отбивает желания насладиться десертом тридцатилетней давности, который по-прежнему остаётся желанным для настоящих поклонников Бэтмена и Джокера. Особенно с неповторимыми голосами Конроя и Хэмилла.  

Бэтмен: Убийственная шутка / Batman: The Killing Joke (2016)

Бэтмен. Убийственная шутка

Жанр: мультфильм, боевик, триллер, драма

Страна: США

Режиссер: Сэм Лью

Сценарий: Боб Кейн, Билл Фингер, Брайан Аззарелло

Продюсер: Алан Барнетт, Бенджамин Мельникер, Сэм Реджистер

Композитор: Кристофер Картер, Майкл МакКьюшен, Лолита Ритманис

Бюджет: $3 500 000

Мировая премьера: 22 июля 2016

Продолжительность: 72 мин. / 01:12

В ролях: Марк Хэмилл, Кари Уолгрен, Тара Стронг, Нолан Норт


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»