«И гаснет свет…»: Выйти из сумрака

И гаснет свет

За творчеством Дэвида Ф. Сандберга я начал следить еще в 2013 году, а ждать его полнометражный игровой дебют даже раньше самого шведского режиссера. Именно в 2013 году он получил известность благодаря своей победе на престижном международном фестивале короткометражных фильмов ужасов. Его короткометражка Lights Out, легшая в основу полнометражного фильма, стала настоящим вирусным хитом в интернете. Все отмечали свежую задумку и невероятную способность режиссера за какие-то 3 минуты напугать так, как не могут полуторачасовые голливудские ужастики. Так же на Сандберга обратили внимания крупные голливудские продюсеры, в частности главный хоррор-мейкер последних лет Джеймс Ван, которого в своё время также заметили из-за короткометражного фильма «Пила», принёсшего ему известность. Так что, кто как не Ван знает, насколько важна подобная поддержка для начинающего режиссера. Сандберг же до того, как полностью погрузиться в свой дебют продолжал снимать весьма любопытные короткометражные фильмы, самые лучшие идеи из которых также перекочевали в «И гаснет свет…».

По сути, «Ф» между именем и фамилией режиссера не какой-то обязательный атрибут в персонализации кинодела, а лишь знак отличия от другого Дэвида Сандберга, который также родом из Швеции, также прославился благодаря короткометражке (Kung Fury) и также снимает по ней полный метр. И после такого говорите, что иронии судьбы не существует?

О сюжете особо говорить не хочется, дабы не портить впечатления от просмотра. Стоит лишь упомянуть, что история вращается вокруг одной семьи: мать Софи, испытывающая психологические проблемы после того, как отец семейства их покинул; её сын лет десяти Мартин, искренне переживающий за состояние мамы и напуганный её разговорами по ночам с какой-то Дианой; и Тереза, старшая сестра Мартина и дочь Софи, которая уже давно уехала из родного дома, не виделась с мамой и пытается жить своей жизнью. Терезу возвращает в семью звонок учительницы Мартина, которая обеспокоена тем, что он засыпает на уроках третий день подряд. Тереза вынуждена выяснить, что же мешает брату спокойной спать у себя дома и заодно проверить душевное состояние своей матери.

Одной из прелестей фильма Сандберга (именно одной из, так как хвалить действительно есть за что) является мифология, придуманная режиссером. Постоянно в большинстве фильмов ужасов прослеживается одна и та же проблема – размытость границ мифологии внутри истории. Частенько ловишь себя на мысли, когда смотришь очередной фильм про полтергейстов, если он неосязаемый, почему он может трогать вещи, если предметы начинают падать или шевелиться, значит ли что это призрак делает с помощью телекинеза или он просто стал невидимым, умеет ли он тут вселяться в людей или в этом фильме такой способности у него нет. Обычно режиссеры не заморачиваются в объяснениях своих монстров, ну пугает и пугает, выпрыгивает из темноты, пусть выпрыгивает, главное эффект неожиданности, чтобы застать зрителя врасплох. И я уже не говорю о каких-то внятных мотивах духа, а не просто банальная месть за то, что его когда-то убили в этом месте. Сандберг кардинально меняет подход к своему монстру. Это существо, демон, призрак, называйте, как хотите, по имени Диана существует только в темноте. Любое свечение тут же прогоняет её прочь. Диана – не просто существо во тьме с целью напугать, нет, у неё своя история, мотивация и даже есть характер (вспомните, когда в последний раз смотрели ужастик про призрака с характером, «Каспер» не в счет). Предысторию её появления, которая объясняет её существование, можно назвать самой убедительной в подобных фильмах. Нет, она не убедит вас в существовании приведений, однако уж точно посеет ростки согласия, что в данном контексте подобное объяснение выглядит уж очень обоснованным и рациональным. Сандберг скрещивает психику с научными экспериментами, исключая целый ворох жанровых клише, таких как сцены изгнания призраков, вызов священников, обращение к религии, отказ близких верить в то, что ты видел своими глазами. Даже единственный спуск в подвал крайне обоснован. Диана выглядит весьма устрашающе, даже пугающе, однако после столь тщательной проработки монстра, особенно к концу, действия Дианы обретают смысл, что тоже плюс фильму. Однако это не значит, что абсолютно всё Сандберг раскладывает по полочками, есть моменты, оставляющие за собой вопросы, для ответа на большинство из них особых умственных усилий не требуются, но хотелось, чтобы некоторые моменты всё же были показаны.

Просятся сравнения с еще одним замечательным хоррором, который снял уже Джеймс Вансобственноручно. Но «Заклятие» можно с лёгкостью противопоставить «И гаснет свет…» (в плане композиции, а в техническом плане, вроде экшен-монтажа или плавающей камеры, отчётливо заметно, к каким советам мастера дебютант прислушивался). Огромные 130 минут против скромных 80-ти, атмосфера против истории. У Санберга прослеживается именно уклон в интересную и развивающуюся историю, нежели в сторону однообразных пустых скриммеров. У фильма интересная завязка, которая гарантирует увлеченное наблюдение за дальнейшими событиями. Да, возможно, сцен с непосредственным запугиванием не так много, как у Вана, и некоторые из них кончаются слишком рано, но здесь можно списать на короткий хронометраж фильма и на то, что Сандберг действительно не безразличен к своей истории и её персонажам. Тут невольно вспоминается культовый и, по мнению многих критиков, самый страшный фильм всех времён – «Изгоняющий дьявола» 1973 года выпуска. Этот фильм стал выдающимся совсем не из-за пугающих моментов, а скорее из-за поразительной детализации истории и персонажей. Если попытаться вычислить пропорцию между пугающими моментами и сценами разговоров и бесед персонажей, то получится что-то около 20 к 80. У Сандберга пропорция скорее 45 к 55, но для 80-ти минутного фильма это достаточно, чтобы раскрыть персонажей и создать ту самую тончайшую эмоциональную нить между героями и зрителями, о которой большинству создателей фильмов ужасов остаётся только мечтать.

В «Изгоняющем дьявола» главный эмоциональный акцент был на семейной связи одержимой девочки и её бесконечно любящей матери. Тут ситуация такая же, только наоборот – дочь Тереза пытается помочь связанной с монстром матери, которая полностью теряет и себя, и связь с реальностью. Но и родство лишь половина дела, вторая составляющая – это актёрская игра, что тоже восхваляется в фильмах ужасов крайне редко (вспомните, сколько актёров ужастиков номинировались на Оскар после «Молчания ягнят»?). Здесь хочется отметить и Марию Белло, прекрасно сыгравшую теряющую рассудок мать, и юного Гэбриела Бейтмана, чей тандем с Терезой Палмер, сыгравших брата и сестру, отпечатывается в памяти надолго. В сцене, когда героиня Палмер впервые видит Диану, глаза актрисы бесценны, в них читается неописуемый животный страх, заставляющий вцепиться в подлокотник сильнее, чем любой другой монстр в темноте.

Отдельного упоминания заслуживает концовка фильма. По неожиданности и радикальности Сандберг в «И гаснет свет…» фактически добился такого же эффекта, что и Найт Шьямаланв своём «Шестом чувстве». Мало кто ожидал такого исхода, но многие его запомнят надолго. Также режиссер умело играет со зрительским подсознанием, испокон веков настроенным на иррациональную боязнь темноты. По сути, для большинства зрителей эти страхи остались глубоко в детстве, однако гениальная сцена с монстром под кроватью пробудит у многих не самые радостные воспоминания. И это лишь одна из зрительских реакций, позволяющая режиссёру без доли скромности гордиться своим дебютом.

Революции в жанре Сандберг точно не совершил, однако, сделав упор на грамотном развитии персонажей, детально прописанном монстре и удивительно продуманной истории, режиссёр снял скромный, не побоюсь этого слова, шедевр в жанре фильмов ужасов. Для такого жанра кино чрезвычайно умно, планка актёрской игры чрезвычайно высока, герои чрезвычайно последовательны. Несмотря на откровенные штампы в запугивании зрителя, аутентичная атмосфера и искусственная мифология монстра, детально изложенная режиссером, не раз и не два заставит даже убежденных знатоков хорроров воскликнуть «Ого! Такого я раньше не видел». Если «Заклятие 2» Вана было действительно страшно смотреть, то «И гаснет свет…» Дэвида Ф. Сандберга смотреть страшно интересно.

 И гаснет свет… / Lights Out (2016)

И гаснет свет Постер

Жанр: ужасы

Страна: США

Режиссер: Дэвид Ф. Сандберг

Сценарий: Эрик Хайссерер, Дэвид Ф. Сандберг

Продюсер: Джеймс Ван, Ричард Бренер, Майкл Клиар

Оператор: Марк Спайсер

Композитор: Бенджамин Уоллфисч

Художник: Дженнифер Спенс, Шеннон Кемп, Кристин М. Бурк

Монтаж: Мишель Аллер, Кирк М. Морри

В ролях: Тереза Палмер, Гэбриел Бейтман, Александр ДиПерсиа, Билли Бёрк

Бюджет: $4 900 000

Мировая премьера: 8 июня 2016

Премьера в РФ: 21 июля 2016, «Каро-Премьер»

Продолжительность: 81 мин. / 01:21


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»