«Разрушение»: Концептуальное семейное кино

Разрушение

Канадский режиссер Жан-Марк Валле третий год подряд радует зрителя сугубо индивидуальной историей, окуная и без того подавленного главного героя в череду эмоционально-драматических перемен. Но главная особенность его персонажей в том, что они никогда не сдаются. Ни Рон Вудруф, у которого обнаружили СПИД, и от него отвернулись все, из «Далласского клуба покупателей», ни Шерил Стрэйд, раздавленная неудачным браком и смертью матери, потерявшая всякую надежду на счастье женщина из «Дикой», а теперь и только что лишившийся жены Дэвис Митчелл из «Разрушения» не намерен катиться по наклонной.

У Валле замечательно удаются персонажи, они безупречно прописаны, продуманы и, как результат, сыграны. Как доказательство этому Оскары у МакКонахи и Лето, номинация у Риз Уизерспун. Джейка Джилленхола по непонятным причинам оставили без внимания в прошедшем наградном сезоне, однако актёр выдаёт одну из самых умопомрачительных ролей в своей уже почти показательной карьере. Он играет банкира, только что лишившегося жены. Но он не чувствует горя, сожаления или своего рода панической атаки. Ничего этого нет в груди Дэвиса по одной причине – он не любил свою жену. Выражаясь словами героя, в его теле чуть ниже шеи и выше пояса образовался некое пустое пространство, которое ничем невозможно заполнить. Эта же пустота мешает ему почувствовать настоящие эмоции по отношению к жене, как к живой, так и к уже мертвой. Все последние года совместной жизни Дэвис пытался хоть как-то заполнить эту пустоту, растворяя в ней свои заботы, недовольства и переживания. Даже перед самой аварией жена говорит мужу, что он просто «не обращает внимание». Да, в контекстуальном смысле речь идёт о протечке в холодильнике, но по сути именно этой фразой из трех слов можно охарактеризовать последние два-три года их совместной жизни, как мы узнаем по ходу фильма. Но, как известно, всё, что направленно внутрь, в данном случает проглоченные эмоции и недовольства, в конечно итоге вырвется наружу. Дэвис избрал необычный вид катарсиса – будучи сильно недовольным, что в больнице (где он минуту назад узнал про смерть жены) автомат с едой не выдал ему пачку эмэндэмс, герой решает написать жалобу в компанию с просьбой возместить ущерб. Но взявшись за ручку, он понял, что тот, кто возьмется прочитать это письмо, заслуживает знать всю историю целиком. Дэвис не ограничивается лишь описанием аварии и самой смерти жены, а постепенно (поскольку на предыдущие письма никто не отвечает) начинает глубже вдаваться в детали былых отношений.

Валле, конечно, не взял жалобные письма, как способ полнообъемного катарсиса своего героя, это лишь небольшой трюк, дабы поведать зрителю закадровым голосом Джилленхола о том, что было до аварии. Настоящий выплеск эмоций у Дэвиса связан, как можно догадаться из названия фильма, с разрушением, в данном случае, того, что раньше принадлежало им обоим, мужу и жене. А это их огромный шикарный дом со всеми деталями интерьера. Угадайте с чего он начал? Конечно же, с текущего холодильника. Причем первоначальный план был починить, но стоило герою в порыве отчаяния со всей силы вмазать по массивному электронному прибору, как что-то отвалилось. Нет, не у холодильника, а у Дэвиса, внутри. Совсем маленький кусочек пласта, плотно закрывающий любые пути счастью в душу героя. Даже не совсем счастью, а скорее своего рода облегчению, духовно-моральному высвобождению из оков не приносящего больше радости брака.

Но режиссер удаляет внимание столь тщательно не только протагонисту, но и второстепенным героям. Так, например, немаловажную роль в истории играют отношения Дэвиса с отцом погибшей, которого на экране воплотил Крис Купер. Однажды Фил отрыто заявил своему зятю, что тот ему не нравится, однако в последствие они вынуждены были сработаться. После трагического инцидента, отец погрузился в горе, в то время как Дэвис в попытках разговора о случившемся либо переводил тему, либо не показывал ни знаков заинтересованности. Напряжение между Филом и Дэвисом возрастают по ходу фильма, и от этого наблюдать за развитиями их отношений становится всё более увлекательно. Другой персоной, влетевшей в уже казалось бы вечно-тусклую жизнь героя Джилленхола, оказывается Карен (Наоми Уоттс), девушка из клиентской службы компании, производящей автоматы с едой. Это ей приходили все письма, в которых Дэвис раскрыл всего себя и которые не оставили её равнодушной. У Карен есть сын-подросток по имени Крис (Джуда Льюис), чьи все проблемы с поведением можно объяснить отсутствием отцовского воспитания. И когда слегка потерянный и раздавленный главный герой вмешивается в жизнь Карен и её сына, именно отношения с последним кардинально меняют их обоих. Крис готов пойти на любое безумие, а Дэвису только это и надо. Пробить на бульдозере стену – пожалуйста, пострелять из пистолета в лесу – заряжай, поговорить о том, о чем мать по очевидным причинам понять не сможет – именно в такой ситуации неожиданно подвернувшийся мужик со странной манией всё разрушить или сделать себе больно становится идеальным собеседником.

У Жан-Марка Валле получилось ненавязчиво и грациозно перевести сугубо индивидуальную страдальческую историю в концептуальную семейную драму с концовкой, чей согревающий эффект сравним с топлёным молоком. Разрушительная игра Джилленхола, упор на личность в прорисовке второплановых персонажей, замечательно подобранная музыка – приятные бонусы к без того привлекательному фильму.

Разрушение / Demolition (2015)

«Разрушение» Постер

Страна: США

Режиссер: Жан-Марк Валле

Сценарий: Брайан Сайп

Продюсер: Лайан Халфон, Сидни Киммел, Тэд Лакинбилл

Оператор: Ив Беланже

Художник: Джон Пэйно, Хавьера Варас, Леа Кацнелсон

Монтаж: Jay M. Glen

Жанр: драма, комедия

В ролях: Джейк Джилленхол, Наоми Уоттс, Крис Купер

Премьера в РФ: 30 июня 2016

 



Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»