«Большой Лебовски»: Про каждого из нас

Большой Лебовски

– А в машине было что-нибудь ценное?

– Да. Магнитола, кассеты «Криденс» и… мой бизнес кейс.

– Что в нем было?

– Бумаги. Просто бумаги. Деловые бумаги.

– Ваш род занятий, сэр?

– Я безработный.

Наверное, не слукавлю, сказав, что «Большой Лебовски» – самый культовый фильм из всех культовых. Даже самый отдаленный от кинематографа человек, более-менее разбирающийся в поп-культуре последних тридцати лет, при упоминании названия фильма воскликнет: «О, Лебовски, знаю такой фильм, там, где Чувак, ну классика же…». Фильм стал первым культовым фильмом эпохи интернета. И как подобает большинству культовых фильмов, работу Коэнов встретили весьма прохладно, называя её чуть ли не худшим проектом братьев. Но со временем беспрецедентная по количеству шуток и уровню юмора комедия стала завоевывать всё больше популярности и любви зрителей. Позже по фильму стали появляться фанатские, любительские книги, создавались тематические сайты, даже есть ежегодный фестиваль имения Лебовски (в прошлом году прошел уже 14 по счету съезд фанатов фильма, с 10 по 11 июля, в различных городах США). Кроме этого, образ Джеффа Бриджеса – безработный пацифист – трансформировался в некое подобие философского течения, принятое некоторыми людьми как самый оптимальный образ жизни. Короче, наследие у фильма великое.

Ковёр задавал стиль всей комнате… А он взял и нассал на него.

Куча фраз из фильма стали крылатыми, а диалоги смакуются по сей день. «Лебовски» – это будто один фильм-цитата. Захочешь заскринить первую фразу, как конца этому остроумному жонглированию высказываний не видать.

Смоки, здесь тебе не Вьетнам. Это боулинг. Тут есть правила.

Даже не стоит пытаться раскладывать всё по полочкам в этом фильме, почему главный герой просит всех называться себя просто «Чувак» и кого он олицетворяет, не нужно рассуждать про пост-военный синдром Уолтера. Об этом фильме люди писали целые диссертации, анализирующие поколения и эмоциональное состояние общества. Неописуемо нравится колоритность персонажей, продолжающая традицию «Фарго». Хоть сценарий к «Лебовски» был написан раньше, все же некоторые отсылочки к предыдущему фильму Коэнов прослеживаются. Фирменная фраза Уолтера (Джон Гудмен) при общении с персонажем Стива Бушеми «Заткнись, Донни» иронично заставляет напомнить о безостановочном словарном потоке героя Бушеми в «Фарго». Плюс момент с частным детективом отсылает к Миннесоте, к местечку, граничащим с городом Фарго. Гудмен воплощает на экране один из своих ярчайших образов. Всё же великий актер. Столько запоминающихся ролей на его счету, и, как доказательство всеобщей несправедливости, не только отсутствие Оскара, но и даже номинации на премию. Какое-то проклятие Коэнов: оператор Коэнов – Роджер Дикинс – имеет 13 номинаций на Оскар и ни одной победы; штатный композитор, написавший музыку к 15 фильмам братьев, Картер Бёруэлл, имеет только одну номинацию, и то за фильм «Кэрол» в этом году; Джон Гудмен – 6 совместных фильмов и 0 номинаций на Оскар за всю внушительную карьеру, Стив Бушеми – 7 совместных фильмов и 0 номинаций на Оскар, только Френсис МакДорманд удалось завоевать Оскар, но за её плечами 10 фильмов со своим мужем и его братом Итаном.

– Что значит быть мужчиной, мистер Лебовски?

– Хм. Я… я не знаю, сэр.

– Быть готовым поступить правильно независимо от того, какова цена поступка? Разве не это значит быть мужчиной?

– Хмм, ну да. Это и еще пара яиц.

Всё же, чуток поразмыслив, напрашивается вывод, что «Фарго» был немного более многогранным фильмом. Если «Лебовски» позиционируется как самая что ни на есть комедия с небольшим социальным подтекстом, то «Фарго» все же история, хоть и косвенно связанная с реальными событиями («Лебовски» даже более близок к реальности, нежели «основанный на реальных событиях» «Фарго», и это слова Коэнов). Градус абсурда в «Лебовски», безусловно, выше, особенно чего стоят наркотические трипы Чувака во сне, и, может быть, из-за этого, или еще чего, но «Фарго» выглядит  чуточку крепче. В нем ярче прослеживается работа режиссера, оператора и других представителей цеха. История завлекает, заставляет смеяться, иногда даже нервно, но всё же где-то в глубине ты осознаешь, что такие события вполне возможны. В то время как при просмотре предельно «реального» «Лебовского» о таких мелочах даже не задумываешься. Этот фильм просто весело смотреть и угорать над ситуациями с главными героями. Фильм классный и персонажи тоже. Классно прописанный сюжет и кислотно-яркие диалоги делают из этого фильма событие. «Большого Лебовски» любят все: критики, зрители, далекие от кино люди. Это уникальное кино, стирающее шаблоны и границы между зрителями любых категорий.

Оно для каждого из нас. Оно про каждого из нас.

 Большой Лебовски / The Big Lebowski (1998)

Большой Лебовски Постер

Жанр: комедия, криминал

Страна: США, Великобритания

Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн

Оператор: Роджер Дикинс

Композитор: Картер Бёруэлл

В ролях: Джефф Бриджес, Джон Гудман, Джулианна Мур, Стив Бушеми

Бюджет: $15 000 000

Премьера в РФ: 28 марта 2013


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»