«Уцелевший» – американская история выживания

Уцелевший

Голливудские военные фильмы уже давно стали настоящей притчей во языцех, нередко являясь эпицентром праведного гнева у фанатичных любителей истории. Возмущение зрителей можно понять – если изучать хронику наших дней исключительно по звездно-полосатым блокбастерам, то можно прийти к выводу, что все мировые войны выиграны благодаря непобедимым американцам. С другой стороны, смотреть подобные фильмы с таким настроем – дело заведомо напрасное. Стоит ли тратить свое время ради поисков правды, когда можно отбросить надоевшие предрассудки и просто погрузиться в центр повествования?

Боевик Питера Берга «Уцелевший» рассказывает о реальной военной операции «Красные крылья», предпринятой американцами в одной из провинций Афганистана. Еще вступительными титрами создатели фильма в очередной раз дали понять, что американские морские котики практически неубиваемы. И действительно, герои картины падают с отвесных скал, кубарем катясь по камням, их тела буквально изрешечены вражескими пулями, а сочащиеся раны наспех замазаны сырой землей. Тем не менее, они не бездушные роботы, а люди, сшитые из плоти и костей, поэтому скрыться от вражеского оружия им не удастся.

«Уцелевший» – один из тех фильмов, где подобный пересказ даже не рушит интригу. Главный спойлер кроется не только в самом названии ленты, но и уже в самом начале боевика, где Маркуса Латтрелла, сыгранного Марком Уолбергом, спешно пытаются откачать в реанимации. Сходу обличив «единственного выжившего», Берг намеренно сгущает краски, нагнетая саспенс вокруг боевых товарищей Маркуса, которых ждет неминуемая гибель. Зрителю остается лишь нервно грызть ногти в ожидании очередной смерти, гадая, кто из этих симпатичных ребят испустит последний вздох следующим. 

У каждой войны есть два лагеря, и любителей потравить американское кино стоит, пожалуй, расстроить – «Уцелевший» не завязан на голом патриотизме. Операцию элитные бойцы вчистую проваливают, а вследствие тактических ошибок глупо погибнут и другие их соотечественники. При этом главные герои чуть не нарушают моральные правила ведения боя, угрожая жизни гражданских. В свою очередь, население Афганистана представлено не только воинственными талибами, но и добродетельными пуштунами, сыгравшими первостепенную роль в спасении Латтрелла.

Фильм получился предельно реалистичный – каждый выстрел, каждый удар по излохмаченным телам героев глухим гулом отдается по нервам зрителя. Вкупе с потрясающим гримом кровавая бойня резко контрастирует с завораживающими панорамами живописных ландшафтов, а тонкая работа звукорежиссеров отсылает к культовой ленте Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», в которой вертолетные лопасти так же ритмично стучат в такт бойкому монтажу. 

Боссам Universal стоило бы призадуматься, доверяя проект Питеру Бергу, откровенно провалившему фантастический блокбастер «Морской бой». Тем не менее, американский постановщик с успехом восстановил репутацию своим новым боевиком, ставшим не просто очередной военной голливудской сказкой, а настоящей историей выживания, историей сильного человеческого духа.


Андрей Горовой

Ценитель кинематографического многообразия.

Оставьте комментарий



««« »»»