Сильный дух маленького сердца

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

«Крепость: щитом и мечом»

Скажу честно, от нового мультфильма студии «Мельница» я ожидала множество положительных эмоций и светлых чувств, а потому на сеанс шла, предвкушая будущий просмотр. Впечатления, однако, у меня смешанные. Однако, обо всё по порядку.

«Крепость: щитом и мечом» повествует об осаде Смоленска 1609 года. Сигизмунд Третий у стен города, поляки, казалось бы, вот-вот проникнут внутрь, и только русский дух и упорство могут спасти жизни горожан, а их избы сберечь от разрушений. Исторические события показываются через призму конкретного человека – мальчика по имени Сашка. Этот всегда бодрый и активный малец страстно желает стать военным, но ему куда больше подошла бы судьба писателя-фантаста: в разговоре с каждым новым знакомым Сашка упоминает свежую версию того, кем же является его якобы оставшийся в Москве отец, а также уверенно убеждает в существовании Царя с Огненным щитом и Пламенным копьём. Мальчик не забывает поведать и о своих собственных похождениях, придав им максимум важности и значения. Сперва в жизни мальчика всё довольно обыденно и уныло, так что он пытается развлекаться лепкой реальных бомб из теста и проверками на трусость своего друга Фёдора – богопослушного молодого человека – прогуливаясь с ним по кладбищенским просторам. Но когда становится известно о том, что польско-литовские войска взяли их город в осаду, Сашка стремится во что бы то ни стало попасть в ряды воюющих и навязывается в помощники к знаменитому воеводе Михаилу Шеину.

Срежиссировал фильм Фёдор Дмитриев, а сценарий написал Александр Боярский.

Как известно, студия «Мельница» подарила зрителям такие мультфильмы, как «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»… Разумеется, никто не утверждает, что от будущих фильмов студии стоит ожидать чего-то похожего и столь же качественного. Однако в данном случае невольно вспоминаешь о наполненных жизнерадостностью, самобытностью и юмором «богатырских» фильмах. Сравнения ещё можно было бы избежать, но рисовка слишком напоминает о них. Художник фильма, кстати, – Олег Маркелов («Три богатыря и Шамаханская царица)».

Рейтинг – 6+. Что позволяет отнести «Крепость» к фильму для юных зрителей, – это, бесспорно, сам мальчик Сашка и то, что жестокая по сути своей осада изображается словно прошедшей через фильтр его чистого детского сердца. Так, в «Крепости» есть отдельные наивные моменты, которые кажутся довольно нелепыми. Кроме того, в мультфильме множество отсылов к сказочным мотивам – тот же Царь с Огненным щитом. Моменты единения мира реального и мира фантастического делают кинокартину добрее, смягчают острые угла сюжета. В «Крепости» присутствует юмор, но его действительно катастрофически мало, особенно если вспомнить те же фильмы о богатырях.

Также надо заметить, что из «Крепости» зрители почерпнут довольно редкую мысль: фактическое поражение не тождественно всепоглощающим горю и неудаче. Битва может быть проиграна, но не только исход важен – храбрость и нравственные качества оборонявшихся в Смоленске не менее значимы и уже сами по себе являются некой победой, хотя в 1611 году этот город, как известно исторически, пал.

Если рассматривать более «взрослые» моменты, их кажется в разы больше. Во-первых, это сама жестокость и суровость осады Смоленска. Крови, конечно, в силу рейтинга не показывали и на части людей не разрубали, но это все косвенно в фильме было, а оттого на некоторых моментах становилось не по себе. На самом деле, передо мной порой всё всплывает одна сцена из «Крепости»: юный черноволосый поляк с горящими глазами и надеждами на светлое будущее бежит брать Смоленск вместе с остальными военными, а минутой позже, после оказания сопротивления жителями города, он поворачивает назад. И мы, зрители, видим его лицо: парень плачет, захлёбывается слезами, а его отчаяние словно просачивается в кинозал через экран. Я не знаю, произвёл ли этот момент подобное впечатление на детей, но на меня он подействовал сильнее, чем пугающие сцены из хорроров 16+.


Какую премьеру 2016 ждете больше всего?


Результаты опроса

Loading ... Loading ...

Во-вторых, политические интриги и поведение людей. В «Крепости» они демонстрируется неприкрыто. Конечно, и в «Трёх богатырях» ещё как высмеивался князь, а также отношение народа к Алёше Поповичу, но там это выглядело по-доброму, дружески, что ли. Политика в «Крепости» кажется, скажу так, суше. Куда более плачевной кажется ситуация в самом Смоленске: нам показывают, как жители города, переживая напасти, не пытаются себя спасти, а перебрасывают всю вину на нечистые силы, за которые принимают Сашку, а затем пытаются то наказать его, то совсем со свету изжить, в результате чего даже забрасывают камнями свой собственный колодец.

Не буду раскрывать интригу, кто был неким шпионом, выдававшим секреты русских полякам, но, когда вы посмотрите фильм и узнаете это, вам в голову, скорее всего, придёт мысль о том, что истина парадоксальна и грустна.

В-третьих, детям, как правило, показывают, что один маленький человечек способен изменить многое, внушая им веру в отдельную личность и в то, что каждый может стать героем. В «Крепости» создатели фильма пытались воплотить нечто такое «в жизнь», но, увы, получилось не совсем гладко. Большую часть фильма создаётся ощущение, что от Сашки в силу его возраста и физической слабости отмахиваются, как от назойливой мухи, не позволяя выполнять значимые поручения и не воспринимают мальчика серьёзно. Его героический час в мультфильме-таки настал, и, казалось бы, вот этот момент, когда зрители могут сказать: «да, каждый может стать героем и помочь!», но… всё это сопровождается чересчур печальной обстановкой. В итоге всё же кажется, что Сашка помогал, порой, Отечеству по воле случая, но в целом оставался ребёнком, погружённым в свои мечты, которые не имели ничего общего с реальностью.

И всё же, несмотря на это, в фильме преобладают классические мысли о том, что нужно оставаться добрым, смелым, стараться помочь и не унывать, не сдаваться, бережно относиться к друзьям, как главный герой Сашка, и тогда сам Царь с Огненным щитом будет тобой доволен. Эти идеи вполне хорошо доносятся до самых юных зрителей, так что можно смело вместе с ними отправиться в кино и устроить семейный просмотр. Что касается историчности: создатели фильма попытались привнести её в своё творение, и из-за неё мультфильм может показаться скучным непоседливым маленьким кинокритикам, но она отнюдь не легла в основу сюжета. Напротив, в памяти ярким пятном остаются мысли о том, что реальность тесно связана с неведомыми силами, которые воздают по заслугам людям с добрым сердцем и восстанавливают справедливость.


Что удалось студии «Мельница»?

«Крепость»
«Крепость»
Голосов:
0
«Алеша Попович и Тугарин Змей»
«Алеша Попович и Тугарин Змей»
Голосов:
0
«Иван Царевич и Серый Волк»
«Иван Царевич и Серый Волк»
Голосов:
0

Алиса Алейникова

Косплеер, блогер, ищущий смысл в каждом произведении кинематографа, студентка Высшей Школы Экономики с 2016, востоковед.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Калинов Мост» обрушит «Циклон»
Коротко
Игра на саксофоне
Именитый потомок стал рокером
Black Sabbath не будет записывать прощальный альбом
Макс Покровский. Про «Масло» в основном
«Саранча»: Леди Макбет Мценского подъезда
«Зараженная»: Дорогами вируса
«007: СПЕКТР»: Пойдем в кино?
«Последний охотник на ведьм»: Священник-хоббит
«Голос улиц»: Ниггеры жаждут высказаться
Не рассказана сказка моя


«««
»»»