Жорж Дюруа российского розлива

Вместо программки на спектакле “Новый” – первом театральном проекте кинорежиссера Тиграна Кеосаяна – зрителям вручают четырехполосный экземпляр газеты, напечатанный под “Правду” 1972 года, с подлинными статьями, информацией, хроникой событий того времени, среди которых, однако же, есть и программка спектакля на месте дежурной “передовой” и краткие сведения о всех его участниках на последней полосе. Забавная придумка не случайна. Пьеса Ганны Слуцки “Новый” возвращает нас в самые что ни на есть застойные советские годы, о которых сегодня мы вспоминаем со смешанными чувствами горечи, досады, юмора, а кто-то и искреннего сожаления по ушедшему. Не понаслышке знает о том времени и Ганна Слуцки.

Выпускница сценарного факультета ВГИКа Г.Слуцки активно включается в кинематографическую жизнь с 1979 года. По ее сценариям сняты на “Мосфильме”, студиях им. Горького и Довженко, объединении “Экран” фильмы “Взрослый сын”, “Мой первый друг”, “Иль мимо пролетит”, “Везучая”, “Я тебя ненавижу”, “Американский дедушка” и другие. А потом ленты, снятые в Израиле и США. Пишет Г.Слуцки и для театра. Ее пьеса “Поза эмигранта” не первый год с успехом идет в Театре Антона Чехова, “Не привыкнешь – сдохнешь” (“Клопомор”), написанная вместе с С.Бодровым, – в театре-студии “Человек”.

Ее сценические герои – как правило, люди сложной судьбы с трудными для окружающих характерами. Живя в России, стремятся вырваться за ее пределы, став эмигрантами, тоскуют по прошлому. И все-то у них происходит спонтанно, непредсказуемо, неожиданно для них самих. Таков и главный герой “Нового” Валерий Зубов (Валерий Гаркалин) – полуграмотный, неотесанный парень из захолустья, решивший стать писателем и завоевать Москву. От кого-то когда-то он слышал, что живет в столице писательница Вера Ивановна Негродова – добрая душа (Любовь Матюшина), помогающая бескорыстно своим ученикам. И в одно раннее летнее утро Валерий Зубов с чемоданами и молодой женой Галиной (Татьяна Деллос) сваливается на голову ошарашенной его появлением Веры Ивановны. И завихряется круговерть непредвиденных событий, ломая прежние устои, обнародуя тщательно хранимые тайны, обнажая истинную суть характеров.

Валерий Зубов – и есть “новый”, т.е. человек новой эпохи: немножко мопассановский “милый друг” Жорж Дюруа, только в своем истинно “рассейском”, корявом исполнении. Однако не надо принимать корявость как упрек на счет автора пьесы. Дремучее невежество, беспардонность, бессовестность Валерия, которого с обезоруживающим наивом великолепно играет Гаркалин, – это все очень точно схваченные Ганной Слуцки приметы грядущих “новых русских”, в полной мере обнаружившие себя уже в наши дни. Отнеся события пьесы к 70-м годам, Слуцки как бы предвосхищает день сегодняшний и спешит, спешит посчитаться с проклятым прошлым. Отсюда несколько перегруженные сюжетные линии, в узле которых сошлись чуть ли не все болевые точки советских лет: преданный женой и погибший в сталинских застенках муж Негродовой и она сама, ставшая признанной благодаря сочинениям угодным верхам; сосед – диссидент Гек (Александр Цекало), отбывший срок и скрывающийся на чердаке дома в то время как его жена с ребенком собираются эмигрировать в Израиль; стукач-журналист Юра (Сергей Шеховцов), интервьюирующий Негродову и одновременно успешно вербующий в свои ряды Валерия; еще один сосед Веры Ивановны, Шагин (Владимир Долинский), бывший друг ее погибшего мужа, все знающий о ней, все понимающий, но молчащий из страха и любви к этой женщине, любви, пронесенной сквозь десятилетия одиночества. А если прибавить к тому любовные похождения Валерия, с ходу влюбившегося при жене и покорившего племянницу Негродовой Лену (Елена Хмельницкая), а чуть позже, по “наводке” Юры, во имя будущей карьеры успешно продемонстрировавший всю свою мужскую мощь дочери некоего журнального босса, то, пожалуй, это будет уже изрядный событийный перебор. Однако же характеры выписаны автором четко, и актерам, всем без исключения, есть что играть.

Возможно, это чистое совпадение, но хочется думать, что в подборе исполнителей удачно сработал кинематографический принцип типажности. Внешние данные актеров так хорошо легли на характеры их героев, что режиссерских усилий, тем более белых нитей, связующих все эти разнородные судьбы, совершенно незаметно. Сценография Аллы Николаевой и костюмы Светланы Вольтер точно воспроизводят время 70-х. В этом тоже можно усмотреть кинематографическую приверженность правде жизни. Что, кстати, весьма неплохо. Уж очень надоели голые сценические площадки и фантазийные, невесть к какой эпохе относящиеся костюмы, ставшие неотъемлемой принадлежностью постановок наших нынешних элитных режиссеров.

Прорыв на театральную сцену из сферы кино Тиграну Кеосаяну помогли осуществить телеканал РТР и “Gold vision”. Ставка оправдала себя. В полной мере. А время покажет: сумеет ли режиссер служить одновременно двум музам или все-таки выберет что-то одно.

Наталия БАЛАШОВА.

На снимке: Валерий – В.Гаркалин, Галя – Т.Деллос.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ГЕПАТИТ “С”… БИТВА ЗА ОРГАНИЗМ
НАСЛЕДИЕ САТКЛИФФА ВОЗВРАТИЛОСЬ
РЕСТОРАН НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Уикенд
Коротко
ЛЕБЕДИНСКОГО ХОТЯТ ЗАПРЕТИТЬ
КИНО с 15 по 21 МАЯ
УБИЛИ РЭП-ПРОДЮСЕРА
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 15 по 21 МАЯ
ДЖОН ЛИ ХУКЕР ОТМЕНИЛ ГАСТРОЛИ
Долговая порука
U2 БОРЮТСЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ ПАРКА
Зинаида Славина: звезда с Таганки
БО ДИДДЛИ ПРОТИВ NIKE
БЕСПЛАТНО СЪЕЗДИТЬ НА ЛЕТНИЙ ОТДЫХ СМОГУТ ДЕТИ ИЗ НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
ФИЛ КОЛЛИНЗ ПЛАТИТ ПО ЗАСЛУГАМ
КАК ПРОБИВАЛИСЬ «ВОЛОСЫ»
ДЖОН БОН ДЖОВИ – ХОРОШИЙ СЕМЬЯНИН
НЕ ПОЙМИТЕ МЕНЯ НЕПРАВИЛЬНО
ГЛОРИЯ ЭСТЕФАН ОТСТАИВАЕТ ПРАВА
ОЛЕГ ЯНКОВСКИЙ. ВЕЧНЫЙ ПОЛЕТ
ПРЕМЬЕРА УДАЛАСЬ!


««« »»»