«13 минут»: Минуты длиною в жизнь

Рубрики: [Кино]  [ММКФ]  [Рецензия]  

Показ немецкой драмы «13 минут» состоялся в рамках 37-го Московского Международного Кинофестиваля. Режиссер: Оливер Хиршбигель («Бункер»). В ролях: Кристиан Фридель, Катарина Шюттлер, Бургхарт Клаусснер, Йохан фон Бюлов.
1939 год. В очередную годовщину «Пивного путча» Гитлер готовит выступление перед ветеранами Национал-социалистической рабочей партии Германии в мюнхенской пивной «Бюргербройкеллер». Все любят и обожествляют вождя, лишь простой плотник Георг Эльзер понимает, что политика Гитлера грозит для страны не процветанием, а войной и катастрофой. Не представляя, как исправить ситуацию, он решается на отчаянный шаг и в одиночку готовит покушение на фюрера. Он вмонтировал самодельное взрывное устройство с часовым механизмом в колонну, перед которой была установлена трибуна вождя.
В результате взрыва погибло 8 человек, еще 63 были ранены. Однако Гитлера среди пострадавших не оказалось. В тот день вождь ограничился лишь кратким приветствием в адрес собравшихся и покинул зал за несколько минут до взрыва. Уже ночью Георг Эльзер был схвачен на швейцарской границе. При обыске у него обнаружили достаточно улик, чтобы на допросе он во всем сознался.
Весь фильм – это нарезка воспоминаний Георга Эльзера, пребывающего на допросе в гестапо. Следователи не могли поверить, что один человек мог решиться на подобный поступок, подозревая, что за его спиной стоит вражеская разведка. За ежедневными допросами и пытками постепенно начинает прослеживаться жизнь не только главного героя, но и всей Германии.
Фильм прекрасно реконструирует исторические события, а также общественные настроения и тенденции того времени, объясняя, как вышло так, что огромная нация без тени сомнений слушалась приказов безумного вождя. Здесь можно увидеть и методы работы гестапо во всей красе, и то, как создается лживая государственная пропаганда. Не только зрители, но даже закоренелые эсэсовцы постепенно проникаются уважением к смелому поступку главного героя.
Самое главное – перед нами не типичный персонаж боевиков, подобный Клаусу фон Штауффенбергу в исполнении Тома Круза из «Операции «Валькирия»». Кристиан Фридель отлично справился с ролью и передал внутренний мир, мысли и страдания человека, в одиночку отправившегося на бой с тоталитарной системой. Стремление понять главного героя, выглядящего поначалу простоватым, сильнее всего удерживает зрителя в кресле. И каждое новое воспоминание раскрывает мотивацию Георга все глубже.
У фильма несколько затянутая концовка. Когда взгляды и мотивы главного героя до конца проясняются, фильм теряет свое очарование. Но режиссер решил не останавливаться на этом месте, а рассказать всю биографию Георга до конца, хотя она и так известна любому, кто интересовался историей Второй мировой войны чуть глубже, чем в средней школе. Когда интрига и динамика пропадают, остается лишь горстка исторических фактов, которые вызывают грусть и горечь.
Кроме того, «13 минут» – блестящее напоминание о том, что любая диктатура пожирает не только себя, но и своих детей.
Павел Соломатин. 


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»