Фильм Ричарда Линклейтера «Отрочество» ( Boyhood , 2014, в главных ролях – Эллар Колтрейн, Итан Хоук, Патриция Аркетт, Лорелей Линклейтер и другие). Дата выхода в России пока не определена.
«Отрочество» произвело фурор на Берлинском кинофестивале в феврале 2014 года, но затем столкнулось с нерешительностью некоторых прокатчиков. В течение года фильм постепенно выходил в разных странах. В России его дублировали, но пока не выпускали. Возможно, это произойдёт позже под соусом какой-нибудь кинонаграды: «Отрочество» в фаворитах на «Золотой глобус» и так далее. Прокатчикам сложно: пустить на экраны трёхчасовой фильм, в котором, по их меркам, ничего не происходит – значит, недополучить сборов с какой-нибудь идиотской новогодней комедии. Между тем, если бы кинодеятели думали не только о кармане, но и о своём вкладе в культуру и воспитание – фильм должен был бы идти во всех кинотеатрах до тех пор, пока его не посмотрят все семьи, в которых есть дети от шести до восемнадцати.
Линклейтер снимал картину 12 лет; дети, в исполнении Эллара Колтрейна и Лорелей Линклейтер, взрослели, меняли причёски, вставляли серёжки естественным образом, без помощи гримёров и стилистов. Изменялись и взрослые – Итан Хоук и Патриция Аркетт в ролях родителей Мейсона и Саманты. Кстати, у режиссёра с Хоуком была договорённость: если с Ричардом Линклейтером что-то случится, фильм должен был закончить Итан. Дочка режиссёра Лорелей в какой-то момент потеряла интерес к проекту и просила папу убрать её из сценария. Папа на это не пошёл и как-то уговорил дочь продолжить съёмки. Лорелей-Саманту, кстати, можно понять: в детстве она выглядела куда более милой и симпатичной, чем в позднем тинейджерстве. К тому же во второй половине фильма её героиня отходит на второй план, на фоне которого взрослеет брат Мейсон (Эллар Колтрейн), который из глазастого малыша превращается в юношу-красавчика.
Это история обычной американской семьи из Техаса: разводы, ипотека, счета, получение степени, трудности в школе, первые влюблённости… Родители развелись, поскольку отцу, по мнению его бывшей супруги, не хватало целеустремлённости. Раздолбай Хоук видит детей по выходным и проводит ускоренный курс отцовского воспитания, в котором оказывается гораздо больше здравого смысла, чем в поучениях целеустремлённой матери, стремящейся создать настоящую семью, но всё время ошибающейся. К финалу у отца новая счастливая семья и вообще всё в порядке, а мама, в общем-то, у разбитого корыта – что не мешает всем искренне любить друг друга и портить друг другу нервы так, как могут только самые близкие люди. Впрочем, у Мейсона все подростковые завихрения проходят в «лайт»-режиме: он слишком сосредоточен на своём внутреннем мире, чтобы близко к сердцу принимать причуды мужей матери.
Фильм не избежит сравнений с реалити-шоу, но они будут натянутыми. В реалити-шоу есть режиссёр, который дёргает за ниточки, создавая интриги и управляя ими – чтобы зритель по ту сторону экрана не заскучал. Режиссёр Линклейтер, напротив, тщательно избегает искусственного драматизма (как и артхаусных красивостей): в «Отрочестве» идёт самая обычная жизнь, в которой очень раздражает американская манера ободряюще улыбаться, а главной опасностью оказывается пьяный отчим – но все три часа от экрана оторваться невозможно. Линклейтер сделал не просто фильм, а учебное пособие по взрослению «для семейного просмотра». Узнаваемое поведение, узнаваемые реакции – и всё ещё не поздно подправить что-то в собственной жизненной ситуации, экстраполировав на неё увиденное глазами внимательного режиссёра.
Алексей МАЖАЕВ.