«Кино про Алексеева»: Внутри барда Алексеева ****

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Пресс-показ драмы «Кино про Алексеева» (Россия, 2014, режиссер Михаил Сегал, в ролях – Александр Збруев, Алексей Капитонов, Татьяна Майст, Ксения Радченко, Денис Фомин, Светлана Первушина, Анастасия Попкова) состоялся в Центре документального.
«Кино про Алексеева» – байопик вымышленного барда, ничем не примечательного паренька с гитарой, который вполне мог существовать несколько десятилетий назад. Глазами и мыслями Алексеева (одна из лучших ролей Александра Збруева), словами его друзей рассказывается история Советского Союза: романтика стройотрядов, слетов КСП, первых (и последующих) влюбленностей.
Алексеев писал стихи, песни, наблюдал полет Гагарина, пил чай в компании с Тарковским и Солоницыным, обсуждал на даче философские вопросы, работал над передовыми разработками на оружейном заводе в Туле, стучал… пардон, сотрудничал с местным отделом КГБ. Наверняка жал руку Городницкому и Визбору, переписывал подпольные записи Галича и Высоцкого. И, конечно же, влюблялся, влюблялся, влюблялся. Обычный, ничем не примечательный человек, коих миллионы.
Но много лет спустя судьба преподносит ему, обычному пенсионеру, продающему соленья на обочине тульской дороги, сюрприз. Об Алексееве вспоминают в самой Москве. Его зовут на радио, чтобы в ностальгической передаче напомнить слушателям о прозябающем в безвестности барде, на песнях которого, оказывается, выросли целые поколения слушателей. А тут еще в студию случайно забегает Андрей Макаревич и смущенно просит сделать с кумиром юности «селфи»…
Ироническая сатира на бардовскую песню (которой фильм пытается притвориться) оборачивается пронзительной и трогательной драмой с неожиданным финалом, который заставит зрителя прослезиться. «Кино про Алексеева» отличается любовным вниманием к различным мелочам, деталям быта. Даже у молодых актеров (Алексей Капитонов, Максим Виноградов, Светлана Первушина) какие-то совершенно советские по типажу лица.
Кроме того, Сегал позволяет себе беззлобно шутить: пенсионер Алексеев едет в электричке с гитарой с наклейкой Nirvana и портретом Кобейна, детский хор в Туле разучивает «Je taimeMoi non plus» Сержа Генсбура. Опять же встреча с философствующим Тарковским на съемках «Андрея Рублева», камео внезапно ставшего актуальным Макаревича…
В сравнении с предыдущим фильмом Сегала («Рассказы») «Кино про Алексеева» глубже, тоньше и лиричнее. На этот эффект работают гитарный саундтрек, меланхоличные пейзажи, снятые оператором Мошковичем, а также основная мысль картины, произнесенная главным героем для лучшего усвоения несколько раз: «Любовь – когда даешь человеку то, что ему нужно прямо здесь и сейчас». 
Секрет «Кино про Алексеева» вовсе не в ностальгии по советскому времени, оно здесь дано как фон для юности. Это скорее повод задуматься об уникальности жизни каждого человека, о том, что каждому есть о чем рассказать, о том, что любви достоин каждый. Кино со столь мощным гуманистическим посылом – редкий гость на наших экранах. 
Резюме: от режиссера одного из лучших фильмов 2012 года один из лучших фильмов года 2014-го.

Денис ШЛЯНЦЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»