Отважные копы Али и Брайан

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Теория заговораКинокартина «Теория заговора» («Zulu» в оригинале) была удостоена чести закрывать прошлогодний Каннский кинофестиваль, но критики её встретили холодно, недоумевая по поводу такого решения организаторов. Симптоматично, что фильм не был куплен для проката в США, даже несмотря на участие в фильме Орландо Блума и Фореста Уитакера, что тоже недвусмысленно намекает на уровень произведения. В РФ же, между тем, фильм в прокате с 25-го сентября, но по увиденному можно заключить, что ни западные критики, ни американские дистрибьюторы не ошиблись.

Сюжет строится вокруг двух полицейских в пост-апартеидном Кейптауне. Первый, Али Сохела (Форест Уитакер), спокойный, скромный, рассудительный, верит в ненасилие и цитирует Манделу, тем самым пытаясь преодолеть свой гнев и отчаяние от преследующих его детских воспоминаний, когда на его глазах сожгли отца, а потом искалечили и его самого. Полная противоположность Али его напарник Брайан Эпкин (Орландо Блум) – брутальный мачо, который пренебрегает правилами и не пропускает ни одной юбки. Этот шаблонный дуэт расследует убийство белой девушки. Но выясняется, что за этим стоит некий новый наркотик, с которым связана целая теория заговора, и только отважным Али и Брайану по силам разобраться с этой проблемой. Концентрация клише ничуть не ниже и в личной жизни героев. В то время как один без устали со страдальческим видом тренируется на беговой дорожке, мучается от одиночества и собственной неполноценности, другой вроде как занимается саморазрушением, но в глубине души тоскует по единственной женщине, которую любит, и старается наладить отношения с сыном. По мере развития истории экран все больше заполняет кровь, насилие и нелепость сюжета, подаваемая с бронебойной серьезностью и достигающая пика в концовке.

Единственное в чем фильм не вызывает нареканий, так это в операторской работе Дени Рудена. Ему удалось великолепно запечатлеть контрасты Кейптауна и зафиксировать потрясные пейзажи города и природы этого региона. Хорош и саундтрек Александра Деспла, все прочие кинематографические элементы заметно хромают.

Блум и Уитакер играют как манекены, ходя практически с одним и тем же выражением лиц от вступительных до заключительных титров, и явно сами не очень то заинтересованы в своих заклишированных персонажах.

Режиссер Жером Салль в своей попытке перенести на экран роман Кари Фере не сильно преуспел. Постаравшись совместить кровавый триллер с выспренними рассуждениями о жестокости мира и ужаса апартеида, француз снял нечто как банальное, так и невнятное. Каждый раз, когда «Теория заговора» пытается стать больше, чем просто незатейливой жанровой работой, и выглядеть как серьезное идейное кино, выходит только хуже, и главные проблемы картины выступают особенно отчетливо: она скучна, шаблонна и поверхностна. Этому способствует и желание Салля объять необъятное. Вроде как в повествовании успевают проскочить всевозможные темы: брака, отношений сына и матери, сына – отца, умении прощать и даже кастрации. Но сюжет разваливается, и ни одна из них не получает адекватного развития и завершения, заставляя лишь задаваться вопросом, а к чему это здесь, что? Поражают и некоторые диалоги, достойные «Трансформеров», вроде: «прошлое – это прошлое»; «некоторые вещи сложно простить». Финальные сцены, особенно «погоня», смотрятся мягко говоря нелогично и во многом аннулируют весь предшествующий пацифистский пафос фильма.

Вместо потенциально любопытного триллера на социально-расовую тему зритель получает скомканное, несвежее и посредственное, разбавленное обилием крови и насилия высказывание о том, что апартеид это плохо и что порой простить может быть очень тяжело. Теперь будем знать.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Разочарование года
Наши глушилки для НАТО
Исповедь на заданную тему
Последняя весталка революции
Долгая дорога домой
«Проклятие Аннабель»: Дьявол, который вселился в куклу
Женщина с голубым интеллектом
Так себе ужас
ФБ-взгляд
Карен Шахназаров, царь «Мосфильма»


««« »»»